Стихийный ущерб: как катастрофа в Турции повлияет на сотрудничество Москвы и Анкары

Разрушительное землетрясение в Турции и Сирии, безусловно, окажет влияние на экономику этих стран и их сотрудничество с другими государствами, в том числе, с Россией. Не исключены и политические последствия, но вряд ли их стоит ждать в краткосрочной перспективе, считают эксперты. Анализируем, как скажется катастрофа на отношениях Москвы и Анкары. 

«Российская сторона относится к этому с пониманием»

Число погибших при землетрясении в Турции возросло до 16 546, число раненых – до 66 132, сообщил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. В свою очередь, аналитики агентства Fitch посчитали, что общий ущерб от катастрофы может составить для Турции порядка 4 миллиардов долларов, что составляет примерно 0,6% от ВВП страны. Сейчас в стране продолжаются спасательные работы и разборы завалов.

Большинство экспертов отмечают, что катастрофа повлечет за собой и экономические последствия. Стране могут потребоваться годы, чтобы восстановить разрушенную инфраструктуру: здания, дороги, газопроводы, нефтепроводы и линии электропередач. Сообщается, что землетрясение серьезно повредило внутреннюю энергетическую инфраструктуру страны. При этом оно слабо затронуло магистральные трубопроводы для поставок нефти и газа в Европу.

Известно, что была остановлена прокачка нефти из Иракского Курдистана. Что касается магистральных газопроводов, азербайджанский TANAP, следующий в Европу, и российский «Турецкий поток», то они не пострадали, так как проходят севернее эпицентра. То есть, для России в данном случае рисков нет, отмечают эксперты.

А вот европейским партнерам Турции может не хватить в ближайшее время нефти, так как из-за трагедии наблюдаются перебои с прокачкой «черного золота» по трубопроводу на терминал в Джейхане. Оттуда нефть поступала через побережье на европейские НПЗ. По прогнозам, Европа может не досчитаться порядка 1 млн баррелей в сутки, то есть 1% от всего потребления нефти в мире.

Трагедия поставила перед поставщиками и потребителями углеводородов, в том числе, перед Россией тему уязвимости энергетической инфраструктуры перед стихией. Это обязательно стоит учитывать в будущем.

При этом, один из основных проектов, который совместно планируют реализовать Россия и Турция – газовый хаб – все еще остается в повестке. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, сейчас речь идет о возможных сроках переноса проекта, но в Кремле с пониманием относятся к этому.

«Разумеется, сейчас это (проект газового хаба.— «Ъ») не может быть приоритетом для Турецкой республики, мы к этому с пониманием относимся. Соответственно, какая-то сдвижка по времени может быть. Поэтому да, этот процесс может сдвинуться чуть вправо, но по сути это не повлияет на реализацию планов», – сказал Дмитрий Песков.

Напомним, что хаб должен был стать связующим звеном в поставках газа между Россией и Европой после инцидента на «Северных потоках». Ожидалось, что его должны были запустить в течение 2023 года.

Сбои в логистике

Турецкие порты – одни из крупнейших в мире логистических узлов. Оттуда, в частности, множество грузов доставляется в Россию, а именно – в порт Новороссийска. По ряду причин, связанных не только с катастрофой, сейчас возможны некоторых задержки с поставками грузов.

Во-первых, из-за того, что в турецком порту Искендерун произошел сильный пожар, ущерб от которого еще предстоит установить, Турция будет вынуждена перенаправлять грузовые суда в другие гавани в Мерсин, Измир, Стамбул. Но они сильно загружены, а значит, судам придется ждать в очереди.

Далее при отправке грузов в Новороссийск, эксперты также прогнозируют задержку. Это связано с тем, что порт работает на максимальную мощность. В последнее время он существенно нарастил приемку товаров из Азии, поэтому ближневосточные гавани вынуждены направлять товары на Черноморское побережье.

Все это сказывается на железнодорожной логистике из Новороссийска. Участники рынка отмечают, что вывести контейнеры стало сложнее, появились проблемы с визитами и квотами, есть сложности со сдачей порожних «ящиков», а также зафиксированы сбои в сроках оформления грузов.

Не ожидается трудностей в поставках товаров с помощью автотранспорта, отмечают эксперты.

Атомная безопасность

Сейчас крупнейшим совместным проектом России и Турции можно назвать атомную электростанцию «Аккую». После землетрясения там проводятся диагностические мероприятия, чтобы убедиться, что строительно-монтажные операции можно продолжать в безопасном режиме, так как сейсмические толчки захватили тот регион, где идут работы. При этом российские ученые и эксперты отмечают, что катастрофа должна обязательно быть учтена, чтобы не допустить возможных техногенных аварий.

«Станция строится по принципу: «строй-владей-эксплуатируй». То есть, персонал там будет российский. Они станут практически заложниками любой ситуации, которая может случиться на АЭС. Один энергоблок собираются запустить уже в конце этого года, второй – в следующем год, и далее – по цепочке. Никто не знает, когда там в следующий раз начнет трясти. Вся Турция – сейсмически активный район», – считает экс-начальник инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью объектов использования атомной энергии Госатомнадзора СССР Владимир Кузнецов.

Он добавил, что сейчас необходимо приостановить строительство, чтобы еще раз провести оценку местности и только после этого приступить к строительству. При этом землетрясения магнитудой до 6, АЭС по проекту может выдержать без проблем, а вот толчки большей мощности вряд ли.

«Есть два вида расчетов. Первое, это проектное землетрясение, которое станция обязана выдержать без каких-либо последствий для оборудования и строительных конструкций. Оно рассчитано на 6 баллов. Второе – это максимальное проектное землетрясение, при котором оборудование внутри гермооболочки (где расположено оборудование первого контура) может быть повреждено, его может сорвать с фундаментов, но выхода радиоактивности произойти не должно. И это в самом лучшем случае. Максимальное проектное землетрясение, на которое рассчитывается станция, – это магнитуда 8 баллов. Но к чему это приведет – подтверждающих данных нет».

Тем временем, 6 февраля отголоски докатились до АЭС, но не нанесли ущерба. По данным генерального директора проектной компании «Росатома» «Аккую Нуклеар» Анастасии Зотеевой, «подземные толчки силой около 3 баллов ощущались и здесь, на площадке АЭС, но никаких повреждений строительных конструкций, кранов, оборудования наши специалисты не выявили».

Другие публикации