Здесь куют металл: Европа скупает редкоземельные металлы на фоне санкций

Как ожидалось, санкционный механизм в отношении России имеет двустороннее влияние. Европейская промышленность оказалась зависима не только поставок углеводородов и сельхозпродукции России, но редкоземельных металлов, по многим из которых страна занимает лидирующие позиции в мире. Особенную значимость в их поставках играет экологическая повестка западных стран и планы по сокращению карбонового следа к 2035 году. Опасаясь дефицита, иностранный бизнес публично говорит о замене импорта из России, но на деле наращивает покупку. Почему так происходит – в материале. 

По данным Eurostat, в марте Евросоюз закупил у России рекордное количество палладия — 164 тысяч тройских унций на €407 млн. Это самое высокое значение за последние два десятилетия. Самыми крупными покупателями стали Германия и Италия.

По словам президента ГМК «Норникель» Владимира Потанина, предприятие, которое является крупнейшим поставщиком этого металла, несмотря на политическую обстановку, прогнозирует, что спрос на продукцию комбината будет высоким. 

Как следует из квартального отчета «Норникеля», компания в 1 квартале 2022 года произвела 706 тысяч унций. То есть на долю Евросоюза пришлось порядка 30% продукции, добытой комбинатом в первом квартале. 

Спрос поддерживает, прежде всего, потребность в палладии в производстве автокатализаторов для выхлопной системы автомобиля. Основной объем добычи приходится на Россию и Южную Африку, где в свою очередь месторождения уже истощены. Как рассказал «Коммерсанту» эксперт «Альфа-банка» Борис Красноженов, таким образом, заменить Россию на этом рынке сейчас просто невозможно.  

На фоне санкционных ограничений, стоимость металла напрямую зависит от политической конъюнктуры. В марте цена доходила до своих пиковых значений – $2 тысяч и выше за унцию, но к июню опустилась до январских значений. На сегодняшний день прайс за тройскую унцию составляет $1,84 тысяч. Опасаясь дальнейших скачков на фоне политической нестабильности и санкционного маховика, производители нарастили объемы закупок, стремясь обезопасить запасы на производстве.

Спрос больше предложения

Несмотря на трудности, в «Норникиле» готовы нарастить добычу. Согласно отчету, за 1 квартал 2022 года удалось добыть на 8% больше палладия, чем в аналогичном периоде прошлого. По прогнозам комбината, мировой спрос на металл увеличится на 3% – до 10,3 млн унций. 

При этом комбинат готов увеличить выпуск, но растущая потребность в палладии в рамках «зеленой энергетики» все равно создаст риск незначительного дефицита – порядка 0,1 млн унций. В долгосрочной перспективе предприятие также готово обеспечивать рынок продукцией, которой будет достаточно для производства 25–40 млн автокатализаторов, что особенно важно в сборке электромобилей, которые должны стать одним из инструментов снижения карбонового следа. 

Чтобы не наступил форс-мажор

Как полагают эксперты, подобная ситуация с закупками впрок характерна не только для продаж палладия, но и для других редкоземельных металлов. О том, что сырье станет проблемой на долгие годы, говорил генеральный директор Audi Маркус Дюсманн.

Эта повышенная ситуация с палладием, как и с многими другими продуктами из редкоземельных металлов, которые сейчас продает Россия, – сурьма, титан, – их берут западные страны в увеличенных объемах, потому что думают, что поставки в любой момент могут нарушиться из-за санкций или нарушиться по указаниям своих стран. Поэтому частные компании сейчас по редкоземельным металлам покупают продукцию впрок, – прокомментировал ситуацию «Известиям» директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. 

Он отметил, что зарубежные покупатели вынуждены делать запасы, «чтобы не наступил форс-мажор». Причем, сами автопроизводители ждут его не от России, а от своих правительств. Так, ранее правительство Великобритании ввело пошлины на импорт платины и палладия из России. Размер пошлин составил 35%. 

«Немного России есть в каждом производимом нами самолёте»

В начале июня компания «Боинг» сообщила, что приостанавливает производство самолетов 737 из-за нехватки комплектующих. О чем идет речь, производитель не сообщил. Ранее компания заявила, что отказывается от закупок титана у ВСМПО-Ависма, который являлся основным поставщиком этого металла для авиагиганта. 

У компании накоплены значительные запасы титана, в том числе благодаря инициативе Boeing по формированию пула поставщиков по всему миру, которая реализуется уже несколько лет. Запасы титана и сеть альтернативных поставщиков позволяют Boeing обеспечивать бесперебойное производство гражданских воздушных судов, — рассказали ранее в пресс-службе компании.

Как говорят профильные эксперты, в этот раз компания, несмотря на свою информационную открытость, предпочла не разглашать, каких именно комплектующих не хватает и не исключают, что это может быть связано именно с титаном. 

По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусева, зависимость американской компании от российского титана составляет 30-40%, поэтому заменить его поставки будет очень нелегко. В 2011 году глава «Боинга» Джим Албау говорил, что «немного России есть в каждом производимом нами самолёте». 

Другие публикации