Российская авиастроительная отрасль активно работает над импортозамещением компонентов для самолетов и должна выполнить весь блок работ в ближайшие 2-3 года. Такие данные озвучил премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в начале апреля в Госдуме перед депутатами с отчетом об итогах работы органов исполнительной власти. Он отметил, что правительство уже провело большую работу, чтобы обеспечить Россию самолетами собственного производства и готово продолжить развивать это направление, что особенно важно в условиях санкций западных стран, с которыми столкнулись отечественные перевозчики.
По словам главы кабинета министров на эти цели только в прошлом году было выделено 220 млрд рублей. Еще 60 выделено, чтобы в ближайшие годы авиапром полностью достиг технологической независимости по созданию узлов, агрегатов и систем для российского пассажирского лайнера МС-21, над созданием которого работают предприятия Ростеха.
Это снимает критические риски. В том числе защищает от недобросовестных действий конкурентов. Таких как торговые ограничения на поставки композитных материалов для крыла российского самолета МС-21. (…) Наша промышленность уже освоила их производство. И в декабре прошлого года лайнер с отечественным композитным крылом впервые поднялся в небо, – отметил глава кабинета министров.
19 апреля исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко сообщил, что компании холдинга форсируют работу, чтобы ускорить выпуск российского пассажирского лайнера под потребности отрасли.
Предприятие «Полет» холдинга «Росэлектроника» разработало оборудование ближней и дальней связи для самолета МС-21. До конца текущего года заказчику будет передано 20 радиостанций. Также для МС-21 нами разработана аппаратура внутренней связи, сертификация которой завершится в сентябре этого года, и программное обеспечение передачи данных в сетях гражданской авиации, – цитирует топ-менеджера ТАСС.
В свою очередь глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь ранее говорил, что холдинг планирует к 2025 году наладить выпуск 36 самолетов МС-21 и затем нарастить производство до 72 штук в год.
Напомним, ранее планировалось, что ОАК в текущем году поставит 4 самолета МС-21 с двигателями компании Pratt & Whitney. Однако в марте стало известно, что поставщики обеспечили лишь два комплекта. О чем заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров.
Параллельно с этим Ростех ведет работы над оснащением пассажирского лайнера двигателями ПД-14. Сейчас ведутся летные испытания МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
К испытаниям вскоре присоединится второй опытный самолет, ранее испытывавшийся с зарубежной силовой установкой,— говорили в корпорации.
О готовности активно работать над импортозамещением в отечественном авиапроме 19 апреля заявил также вице-премьер Юрий Борисов, который сообщил, что в России может быть запущено строительство ограниченной серии самолетов ИЛ-96-400 для нужд гражданской авиации по дальнемагистральным направлениям.
Около двух-трех самолётов в год, чтобы обеспечить дальнемагистральные перевозки. Пока в этом особой нужды нет, но Ил-96 получился очень удачным, все лётчики хвалят эту модель, – рассказал вице-премьер в интервью RT.
Строительство новой модели должно быть завершено в текущем году, добавил Юрий Борисов.
Тема импортозамещения в авиапроме актуальна для российской промышленности в последние несколько лет. Особую значимость она приобрела в текущем году, когда в рамках санкционных мер страны Евросоюза обязали Россию до конца марта расторгнуть все контракты и вернуть воздушные суда лизингодателям. Санкции также предполагают запрет на поставку комплектующих и обслуживание судов российских авиакомпаний.
После этого президент Владимир Путин подписал закон о мерах поддержки гражданской авиации, согласно которым иностранные борты были включены в российский реестр.
Президент также озвучил глобальную задачу, которая предполагает, что в ближайшие 10 лет доля самолетов отечественного производства должна быть существенно увеличена в парке российских авиакомпаний.
Необходимо скорректировать стратегию развития авиационной отрасли с опорой на собственные ресурсы и с учетом новых условий, где есть пространство возможностей для российских производителей воздушных судов, конструкторских бюро, поставщиков материалов, агрегатов и комплектующих. В горизонте текущего десятилетия доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний должна кардинально вырасти, – сказал Владимир Путин.