Разворот российской экономики на Восток привел к перестройке логистических коридоров. Как отмечают эксперты, почти все направления продукции были переориентированы на азиатские рынки, что создало повышенную нагрузку на Восточный полигон (Транссиб и Байкало-Амурская магистраль), который и ранее работал в напряженном режиме. По прогнозам, объем неперевезенных грузов в прошлом году мог составить 100 миллионов тонн, что составляет 1,5-2 триллиона рублей потерь. Рассказываем, как в России планируют решать проблему загрузки Восточного полигона.
![](https://telegra.ph/file/46360ecc14e79470ba592.jpg)
Металлурги просят помощи
О том, что Восточный полигон требует увеличения пропускной способности, многие говорили еще до 2022 года. Однако после начала спецоперации и ввода санкций это стало не просто важным заделом на будущее, а превратилось в суровую необходимость настоящего. Восточный полигон стал настоящим «бутылочным горлышком», поскольку две его артерии – Транссиб и Байкало-Амурская магистраль – попросту не справляются с теми объемами, что хлынули в направлении Дальнего Востока, после того, как Запад отказался от сотрудничества по многим сферам с нашей страной.
По прогнозам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, которые он озвучивал в конце прошлого года, до конца 2022 года объем неперевезенных грузов мог составить 100 миллионов тонн, оцениваемых в 1,5-2 триллионов рублей.
В этом году ситуация может сложиться не лучшим образом. И «первым звонком» можно счиать заявление металлургов, которые планируют обратиться к правительству с просьбой гарантировать возможность экспорта на Восток, пишут российские СМИ.
Речь идет о вывозе стали в объеме 8–9 млн тонн, что соответствует плану ОАО РЖД на этот год в отношении металлургической продукции. В январе этого года погрузка уже снизилась на 60% год к году, в том числе на экспорт – почти на 80%. Это приводит к срыву контрактов с потребителями внутри России и иностранными клиентами, говорят сталевары.
![](https://telegra.ph/file/1dfac001cc4e1b3ca4ad8.jpg)
Они отмечают, что приоритет в перевозках сейчас получили нефтяные грузы, контейнерные поезда и уголь. Последний активно транспортируется по железной дороге благодаря договоренности Кузбасса и РЖД, несмотря на то, что находится в очередности ниже металлов.
Подобное положение дел уже дает свои плоды. Например, Evraz отмечает снижение погрузок в четыре раза в сравнении с январем 2022 года. Компания была вынуждена была частично переориентировать 34% продукции на другие направления, но остальные перенаправить невозможно.
Уголь и сельхозпродукция
Эксперты подтверждают, что уголь стал одним из основных видов грузов, которые сейчас отправляются по Восточному полигону. Но проблема в том, что транспортное плечо в текущих условиях слишком повышает расходы на себестоимость продукции на экспорт. При этом уголь в ситуации, когда на глобальном рынке наблюдается нехватка российских нефти и газа, вновь становится востребованным продуктом. Поэтому аналитики предлагают думать над тем, как можно было бы сократить затраты на логистику угля из Кузбасса на Дальний Восток, а оттуда в Индию и Китай, которые, вероятнее всего, станут основными покупателями.
В начале года отменили правила, которые регламентировали доступ к железнодорожной инфраструктуре РЖД. Вместо них были введены квоты для угольных регионов и система их распределения между компаниями Кузбасса. При этом те объемы, которые ранее поставлялись в Евросоюз, добавились к азиатским. Это привело к тому, что квота для Кузбасса стала меньше, а другие регионы также жалуются на недостаточность мощностей. Все это ведет не только к сокращению экспорта, но и снижению налоговых отчислений в регионах, где уголь является одним из основных источников доходов. Кроме того, угольщики отмечают рост стоимости тарифов на перевозку грузов железной дорогой.
![](https://telegra.ph/file/7b13ac824652548b67f2a.jpg)
Второй нюанс заключается в том, что мощности, задействованные для перевозки угля, могли бы быть использованы для транспортировки важных товаров. С одной стороны нужных видов импорта, а с другой – российского экспорта. Например, сельскохозяйственной продукции.
«Я продолжаю считать, что загрузка восточного направления преимущественно углем стратегически является не оптимальной для российской экономики. Она, в частности, сильно сдерживает сельское хозяйство. У нас открываются новые погранпереходы, тот же Забайкальский зерновой терминал», – говорил ранее главы Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Что делать?
Ключевые решения эксперты видят в модернизации Восточного полигона, проработке новых тарифов РЖД, которые позволят повысить маржинальность российской продукции – угля и металла, а также развитии коридора «Север-Юг» и Севморпути (СМП).
Коридор «Север-Юг», который должен соединить Россию и Индию с помощью Ирана, активно обсуждается в последнее время. Предполагается, что использование волжского бассейна, Каспийского моря с дальнейшим железнодорожным сообщением через Иран до Индийского океана, откроет России новые возможности выхода со своими товарами на мировые рынки.
В 2000 году Россия, Индия и Иран подписали соглашение о создании такого коридора, но фактически работы по нему начаты не были. В 2022 году актуальность идеи подтвердила геополитическая обстановка и страны вернулись к диалогу.
![](https://telegra.ph/file/38ebfff37ffc9da0f396e.jpg)
Ожидается, что маршрут позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Срок прохождения грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал сегодня составляет от 30 до 45 дней, а по коридору «Север – Юг» – от 15 до 24.
Развитие северного и северо-западного направлений также поможет разгрузить железную дорогу на Дальнем Востоке. СМП – уникальная возможность для экспорта продукции на рынки Индии, Китая и Южной Кореи, считает директор проектно-консалтингового центра информационно-экономического моделирования Института строительства и жилищно-коммунального хозяйства ГАСИС НИУ ВШЭ Станислав Чуй.
«Если грузы поднимать вверх по рекам Лена, Енисей, Обь, Ока, то можно выходить на морские коммуникации, и там нормально перевозить грузы. Нам не надо строить дороги, мосты», – отмечает он.
И наконец, модернизация Восточного полигона. По мнению экспертов, необходимо разделить стандартный парк и парк инновационных вагонов в отдельные линии вагонопотоков, учитывая потребности грузоотправителей.
![](https://telegra.ph/file/e6a28122a169f87ac87bc.jpg)
Также нужно доработать единую технологию переадресовки порожних полувагонов по инициативе перевозчика без взимания сборов. Специалисты по логистике отмечают, что продление практики отправки увеличенного количества контейнерных поездов на Дальний Восток в 2023 году поможет сбалансировать грузопотоки и сократить срок ожидания отправки контейнеров железнодорожным транспортом на уровне нескольких суток.