«В России увеличилось число авиапроисшествий». Мы намеренно озаглавили материал громким и провокационным заголовком, чтобы в очередной раз проиллюстрировать топорные методики антироссийской пропаганды.
Фейки про авиацию в РФ
В прошедшие пару дней в «оппозиционном» инфопространстве возросло количество фейковых сообщений о состоянии российской авиации. От панических заявлений, что «скоро самолеты в РФ перестанут летать в принципе», до псевдоаналитики об антирекордах по количеству авиапроисшествий. Однако разобравшись в содержании подобных текстов поближе мы выяснили, что это фейки, написанные по единой методичке.
Издания-иноагенты и украинские фейкометы постоянно пишут о различных «проблемах» внутри России. В своих «исследованиях» они совершенно не заботятся о разработке четкой методологии или анализе актуальных данных, выбор объекта для них также не первостепенен. Главное для антироссийской пропаганды — сформировать антироссийские настроения у своей аудитории, попытаться вызвать панику у россиян с целью дестабилизировать обстановку внутри РФ и попросту отработать гранты на свою деятельность от стран Запада.
Фейки про «Суперджет»
Но почему сейчас главной темой вбросов была выбрана именно тема авиации? Ответ прост — заинтересованность аудитории. После происшествия с российским самолетом в Анталье внимание общественности было направлено на тему авиабезопасности.
Этим воспользовались авторы фейков всех уровней. Сначала они активно пытались спекулировать на тему причин происшествия. Главной версией пропагандистов были санкции. Якобы вот и доказательство работы ограничений Запада против России — скоро в стране не будет гражданских самолетов.
Однако «Суперджет» был выпущен в 2017 году задолго до введения новых ограничений, а эксперты подробно рассказали о стабильном состоянии импортозамещения в России и возможности страны самостоятельно обслуживать собственный авиапарк. Дополнительным аргументом в опровержении подобных фейков стала информация о том, что происшествие не было вызвано конструкции лайнера.
Выход на абстрактный уровень
После разгромных разоблачений антироссийская пропаганда переключилась на более абстрактные фейки об общем состоянии российской авиационной сферы.
Наглядным примером является «расследование» изданий-иноагентов, полностью существующих за счет западных спонсоров. Однако все громкие выводы в нем также являются фейками и основаны на «притянутых за уши» цифрах и ничем не подкрепленных домыслах:
— «Россия в этом году поставила антирекорд по количеству авиаинцидентов».
Сами авторы «расследования» признаются, что брали данные из открытых публикаций СМИ. Как известно — это совершенно не надежный источник подобных данных для точной аналитики. Рост количества публикаций на тему авиапроисшествий вовсе не связан с реальным ростом их количества. Похожая ситуация уже происходила в 2023 году. Тогда ряд антироссийских изданий подсчитал количество упоминаний об авиаинцидентах в СМИ и сделал ложный вывод о катастрофическом ухудшении авиабезопасности в РФ. Однако позже эксперты полностью опровергли вбросы иноагентов. Ссылаясь на официальную и подтвержденную статистику, они показали, что количество происшествий на авиационном транспорте в 2023 году по сравнению с 2022 даже уменьшилось.
— «208 авиаинцидентов в 2024 году».
Большие вопросы вызывает подбор терминологии и методики подсчета «иноисследователей». Авиационный инцидент — это событие, которое связано с использованием воздушного судна и могло создать угрозу его целостности, однако не закончилось авиационным происшествием. Сюда входят далеко не толькопроблемы с техникой, но столкновения с птицами, нарушения порядка использования воздушного пространства, попадания в зону турбулентности и так далее. Исключали ли авторы фейка подобные случаи из выборки и по каким параметрам производили ее — в «расследовании» не указано.
— «Антирекорд за последние шесть лет».
Пропагандисты пытаются максимально обезопасить себя, делая парадоксальные уточнения. Их основной тезис — «Россия может лишиться авиапарка из-за санкций». И в этом же тексте дается намек на то, что шесть лет назад ситуация могла быть хуже. Но ведь шесть лет назад Россия еще не возглавляла мировой хит-парад подсанкционных государств.
— «В России вынуждены идти на компромисс в вопросе качества деталей».
Тезис также не раскрыт пропагандистами, хоть и вынесен в заголовки. По заявлению авторов, у России нет доступа к деталям для самолетов — страна якобы не может их ни закупить, ни произвести. О каком качестве тогда идет речь, ведь если закупить авиакомпоненты Россия все-таки может, то значит можно закупить и качественные детали. А если страна может их производить — значит она может и улучшить качество производства.
Официальные данные
Интересно, что по данным Росавиации число авиапроисшествий в стране в 2024 году действительно выросло. Однако речь не идет ни о каких «антирекордах». Предоставленные расчеты сделаны на основе числа происшествий в коммерческой авиации и в авиации общего назначения, а большая часть авиапроисшествий произошла при использовании вертолетов.
«Государство не склонно к самоуспокоенности. Для повышения уровня безопасности полетов проводится огромный объем ежедневной работы. Обеспечение безопасности полетов остается для нас главным приоритетом», — прокомментировали в Росавиации.
Можно сделать вывод, что Россия, находится в общемировом тренде безопасности полетов и опасных тенденций не наблюдается. Сравнивая данные по авиапроишествиям в России и за рубежом, которые можно найти в открытом доступе, существенных разрывов заметить не удается.