Зачем Европе российско-украинский конфликт? Демократические институты, борьба за псевдонезависимость, гуманистические идеалы – это тезисы для доверчивой части аудитории, которой на четвертый год конфликта почти не осталось. Объяснить милитаристские стремления ЕС и НАТО исключительно попытками давления на Россию за счет фабрикации государства-террориста под боком – тоже в полной мере нельзя.
Соответственно, есть и другие причины. Например, деньги. Причем, совершенно не обязательно, что европейские государства увидят их в своих бюджетах. Речь о самой попытке перевести экономику ЕС на военные рельсы, в чем еще совсем недавно лидеры Евросоюза пытались винить Россию.
На днях в издании Handelsblatt вышел любопытный материал. В нем говорится, что средний бизнес Германии бросился искать спасение в оборонном секторе, поскольку немецкая экономика уже давно напоминает табуретку, которая оказалась без нужной точки опоры в виде стабильных и недорогих углеводородов. Напомним, ранее такой константой были российские поставки.
Лишившись ее, промышленность ФРГ, являющаяся флагманом Старого Света, столкнулась с ростом цен на топливо и другими трудностями. В частности, с конкуренцией со стороны Китая и давлением США. Вашингтон планомерно создает условия, чтобы вынудить немцев переносить свои ключевые производства, в том числе по выпуску автомобилей, за океан.
В июле Дональд Трамп поставил ультиматум главе ЕК Урсуле Фон дер Ляйен: ЕС снизит пошлины на ввоз американских автомобилей до нуля, а Вашингтон установит базовые ставки в размере 15% для транспортных средств и запчастей в обратном направлении. Это мгновенно вызвало критику европейского бизнеса, отмечавшего, что в ближайшее время известные концерны могут столкнуться с убытками и массовыми увольнениями.
Задавленные действиями собственного правительства и внешней конкуренцией немцы решили присмотреться к старому доброму ВПК, следует из текста Handelsblatt. Отмечается, что малые и средние предприятия уже готовятся к ожидаемым крупным контрактам от Вооружённых сил Германии, о чем журналистам рассказали в Федеральном объединении предприятий безопасности и обороны страны. С ноября 2024 года число его членов почти удвоилось — с 243 до 440. Две трети членов — представители малого и среднего предпринимательства.
«Многие компании являются поставщиками для автомобильной и машиностроительной промышленности и испытывают трудности с сохранением производственных мощностей. Теперь они видят в оборонном секторе возможность для роста», – рассказала Катрин Вильгельм, представительница организации по работе с малыми и средними предприятиями, среди которых немало семейных бизнесов.
Компании, обладающие технологиями, производственным опытом и стандартами качества, всё чаще задумываются о том, могут ли они позиционировать себя как поставщики вооружений. В первую очередь это касается механических компонентов, сборки и покрытий.
Интерес производителей стимулирует и спрос на квалифицированный персонал для реализации отнюдь не мирных преобразований. Далее рассказывается о том, насколько перспективным выглядит «переезд» на военные рельсы на примере ряда конкретных компаний.
Из этого следует, что немецкие СМИ нашли для своей аудитории ту самую пилюлю – милитаризацию. Ее описывают как ключик, который откроет дверь в мир денег, даже если нет дешевых углеводородов, а на пятки наступают США и Китай. А поскольку на любой товар всегда нужен покупатель и рынок, то услуги киевского режима, где по совокупности причин тоже не горят желанием останавливаться, становятся очень кстати. Пазл складывается.
Правда, говорить, что механизм сработает четко и без сбоев на данном этапе со стопроцентной уверенностью нельзя. Хотя бы потому, что украинский конфликт вряд ли можно рассматривать как «вечный двигатель». Как известно, любой ресурс, включая человеческий, имеет свойство заканчиваться. Да, «война до последнего украинца» – это тот кнут, которым продолжают стегать «киевскую лошадку», но и этому лейтмотиву рано или поздно придет конец. То есть найденное лекарство опять весьма сомнительного качества.
