«Сапсаны» сменят «Ласточки» и «Иволги»: что ждет жд-отрасль после ухода Siemens

Предназначавшиеся для России «Сапсаны» будут проданы в Казахстан, сообщили немецкие СМИ. Такое решение сейчас рассматривает компания Siemens, которая в мая заявила, что планирует уйти с российского рынка. Эксперты предполагают, что в связи с этим могут возникнуть трудности, но критического характера они носить не будут. Правда, потребуют шагов по пересмотру подвижного состава и наращиванию выпуска собственных мощностей. 

Электропоезд «Ласточка»

Как сообщила на днях немецкая Deutsche Welle, компания Siemens Mobility рассчитывает найти для «Сапсанов», которые строились для России, новых покупателей на пост-советском пространстве с нужной шириной колеи. Как полагают немецкие эксперты, потенциальным покупателем может стать Казахстан, у которого, по словам представителя гамбургской консалтинговой компании SCI Verkehr Марии Ленен, есть «нужные деньги и соответствующие расстояния для высокоскоростного движения». Ранее иностранный производитель заявил, что аннулирует поставку в Россию 9 из 13 поездов, а также прекратит работу в стране.

Не исключено, что в дальнейшем Казахстан может переуступить эти составы РЖД. Но в текущей ситуации целесообразнее задуматься о том, как наладить параллельный импорт запчастей и постепенно заместить «Сапсаны» «Ласточками», производство которых более, чем на 80% локализовано в России, отмечают эксперты.

Сейчас РЖД использует 16 «Сапсанов». Планировалось, что к 2023 году монополия получит еще 13 экземпляров и их дальнейшее обслуживание на 30 лет общей стоимостью порядка 1 млрд евро. Четыре поезда немецкая компания успела поставить, а в отношении остальных было принято решение о разрыве контракта.

Как заявила компания, санкции повлияли на деятельность Siemens и привели к тому, что компания не может выполнить обязательства перед российской стороной из-за ограничений и следующих из них обстоятельств.

Помимо «Сапсанов» из высокоскоростного состава РЖД владеет 260 поездами «Ласточка». Их делают на заводе «Уральские локомотивы», которое находится в собственности Siemens и «Синара – Транспортные машины» (СТМ). О будущем этого сотрудничества немецкая и российская стороны предпочитают не давать комментариев.

Как ранее говорили представители РЖД, обслуживание и «Сапсанов», и «Ласточек» будет продолжено.

Техническое обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка» будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга ОАО РЖД, – сообщали в РЖД.

Эксперты считают, что делать это можно будет на базе уральской площадки и, что в случае с «Ласточками» существенных проблем не прогнозируется, так как локализация их выпуска соответствует 85-87%. В случае же с «Сапсанами» возникает ряд трудностей. Прежде всего, в части ремонта и запчастей.

Здесь надежду на хотя бы временный позитив внушает факт передачи по суду всего оборудования Siemens в пользование РЖД в качестве компенсации по одностороннему разрыву контракта. Так что обслуживаться поезда все равно будут в России, а параллельный импорт сможет помочь в доставке запчастей, — считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов.

Он также отмечает, что качественной заменой немцам может стать китайская компания CRRC, которой российский рынок интересен по причине окончания масштабных строек жд-магистралей на родине.

В свою очередь, доцент кафедры экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев отметил, что интерес к российскому рынку может проявить еще один крупный игрок из Азии – корейская компания Hyundai.

Что касается собственных российских разработок, то есть проект серии ЭГЭ2Тв известный как «Иволга-3.0» от «Трансмашхолдинга», уточняет эксперт.

Сейчас в России уже используются составы «Иволги» серий 1.0 и 2.0, которые работают на Московском центральном диаметре. Модель версии 3.0 отличается высокой плавностью хода и возможностью развивать скорость до 160 км/ ч. Ее создавали для функций наземного метро, но, как отмечали разработчики, она может быть модифицирована под задачи межрегионального поезда. При этом доля комплектующих у «Иволги» составляет 90% российского производства. 

Фото: АО «Трансмашхолдинг»

В декабре 2021 года «Трансмашхолдинг» был признан победителем конкурса на закупку и обслуживание 95 электропоездов для Московских центральных диаметров – МЦД-3 и МЦД-4. Предполагается, что по контракту на 392 млрд рублей и сроком обслуживания на 40 лет на линии выйдут новые вагоны «Иволги». Первые 25 поездов должны быть запущены с мая по декабрь 2022 года, еще 37 составов ожидаются в 2023 году и следующие 33 поезда через год. Планируется, что это будет версия 3.0, оснащенная вагонами с климат-контролем, USB-разъемами для зарядки устройств, доступом к Wi-Fi и вагонами с более удобными креслами, чем в текущих моделях, адаптированных под путешествия с детьми и подходящими под запросы маломобильных граждан. 

Поезд «Иволга 3.0»

Другие публикации