Renault отказывается от всех российских активов и фактически уходит с рынка. Компания подписала соглашение с Минпромторгом и правительством Москвы, согласно которому, её доли в российских компаниях переходят в государственную собственность. 100% акций ЗАО «Рено Россия» (московский завод) переходят в собственность правительства Москвы, а 67,69% акций АвтоВАЗа, которыми владел Renault, становятся собственностью Российской Федерации в лице ФГУП НАМИ. Оставшиеся акции АвтоВАЗ сохраняются за госкомпанией «Ростех».
Рассказываем, как решение французов повлияет на российский автопром и на чем будут ездить россияне.
«Упрощенный «АвтоВАЗ»
Тольяттинский автозавод абсолютно точно продолжит выпускать Lada Granta, Lada Vesta, Niva Legend и Niva Travel. Доля локализации этих моделей очень высока, а специалисты автозавода уже смогли найти замену европейским запчастям в Китае. Впрочем, вероятно, у некоторых машин будет более скудная комплектация: без системы ABS (антиблокировочная система при торможении) и подушек безопасности. Конечно же, это явление временное.
В Минпромторге заявляют, что заводы АвтоВАЗа в Тольятти и Ижевске будут собирать полную модельную линейку Lada. По всей видимости, удалось договориться о том, что модели Largus и X-Ray продолжат делаться на французской платформе B-0. На ней же собирается российская версия Nissan Almera.
Под вопросом теперь и планы по выпуску новых моделей АвтоВАЗа, разработанных совместно с французами. По словам руководителя агентства «Автостат» Сергея Целикова, Волжский завод и Renault связывает глубокая техническая и технологическая интеграция, а из-за разрыва отношений все анонсированные ранее планы по запуску новых моделей Renault и Lada, а также план развития совместных предприятий до 2024 года поставят на паузу. Речь идет о моделях Lada C-SUV (аналог Dacia Bigster) и рестайлинговой Lada Vesta. Не исключено, что вместо них тольяттинский завод будет производить другие модели с максимальной степенью локализации.
В Тольятти, вероятно, продолжится сборка моделей Renault Logan и Sandero, а также переведут из Москвы производство полноприводного кроссовера Duster. Однако, как именно будет решаться вопрос внутренней конкуренции между «Дастером» и «Лада Нива Трэвел», которые являются машинами одного класса — пока непонятно.
«Рено» станет «Москвичом»
С московским заводом перспективы ярче. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что завод продолжит работу и будет делать автомобили под брендом «Москвич».
«Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод Renault. Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе и у его смежников. Основным технологическим партнёром завода станет КамАЗ», — пояснил Собянин в своём заявлении.
Мэр Москвы отметил, что на первом этапе на предприятии будут выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — электромобили. Вероятно, речь идет об электромобиле «Кама-1», разработанным в Татарстане.
Не роскошь, но средство передвижения
Передача НАМИ части пакета акций АвтоВАЗа позволит решить вопросы импортозамещения. Например, сейчас на «Гранты» ставят автоматические коробки передач японской марки Jatco, а на «Весты» и «Икс-Рей» — вариаторы того же производителя. Единственной альтернативой механической коробке передач раньше был робот собственной автовазовской разработки, вызывавший немало жалоб у автомобилистов. Однако, в России есть и собственный разработчик автоматических коробок — компания KATE, которая разработала семи- и девятиступенчатые коробки передач. Последние ставятся на роскошные автомобили марки AURUS, производством которых занимается НАМИ. Более простую модификацию испытывали и с «Ладами» и испытания даже признали успешными… Но французы настояли именно на использовании японских «коробок».
Еще одна российская новинка из серии «новое — это хорошо забытое старое»: в Ульяновске сейчас рассматривается вопрос «возрождения» проекта 3,2-литрового бензинового двигателя V6, предназначенного для применения во внедорожниках, легковых авто бизнес-класса и малотоннажных грузовиках. Двигатель ЗМЗ-301 способен выдавать 207 лошадиных сил. Никаких турбин, электронный впрыск, стальной коленвал и чугунный блок цилиндров: такой двигатель напоминает тойотовские «миллионники», то есть моторы, способные проехать миллион километров без капремонта.
Российские новинки
Можно ожидать возрождения производства российских машин, которые «убрали в шкаф», чтобы не навязывать конкурентную борьбу автомобилям европейского и японского производства.
Например, «Ока-2» — дешевая микролитражка, созданная совместной группой специалистов ВАЗа и КАМАЗа. На российском рынке очень мало машин А-класса (конкурента Kia Picanto и Chevrolet Spark), а именно на такие машины есть запрос у начинающих водителей, их же часто покупают как второй автомобиль в семью.
Еще одной отечественной новинкой может стать брутальный Derways Cowboy — максимально простой и неубиваемый автомобиль для села.
Но не только утилитарные автомобили могут заполнить российские парковки. В Таганроге еще в 2004 году разработали Tagaz Aquila — роскошный спорткар. Небольшая партия таких машин (до сотни единиц) была собрана на закате существования ТагАЗа в 2012–2014 гг. После разорения предприятия и бегства его владельца Михаила Парамонова во Францию сын предпринимателя Игорь организовал сборку Tagaz Aquila под новой маркой MPM PS160 в Круасси-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Во Франции в 2016–2020 гг. выпустили около 1000 Аквил — 80% из них были в исходной конфигурации с 1,6-литровым бензиновым «атмосферником» Mitsubishi Orion (100 л.с., Евро-5) и 20% — в модернизированном варианте, с 1,2-литровым бензиновым турбомотором Peugeot–Citroen (130 л.с., Евро-6). Машина с французским мотором носила собственное имя Erelis.