Проблемы современной Германии: Кто виноват в них?

Не секрет, что санкционное давление на Россию, не имеющее аналогов в мировой истории, аукнулось в первую очередь тем западным «партнерам», которые это давление осуществляли и подогревали его в СМИ. Эффект бумеранга больно ударил, например, по Германии, являющейся (пока еще) крупнейшей экономикой Евросоюза. Кажется, немцы просчитались, но где? Давайте разберёмся.

Начнем с экономических показателей, которые говорят о стабильно ухудшающихся финансовых прогнозах для Германии. Источником плохого прогноза уже во второй раз стал крупнейший кредитор Германии — Deutsche Bank. По мнению специалистов финансовой организации, страну ожидают резервы на убытки по кредитам в размере порядка 1,8 млрд евро за 2024 год.

Аналитики Киан Абухоссейн и Амит Ранджан из американского транснационального финансового конгломерата JPMorgan Chase & Co, наблюдая за падением акций Deutsche Bank на торгах во Франкфурте аж на 4.9%, резюмируют: «Складывается впечатление, что сложная экономическая ситуация в Германии начала влиять на доходы Deutsche Bank» и может отразиться в «более высоких резервах и повышении прогнозов по резервам».

Понятно, что развитию столь пессимистичного сценария предшествовал целый комплекс событий, которые отражают недальновидность политики Германии. Если присмотреться к вопросу в хронологическом порядке, то сначала над Европой нависла пресловутая экологическая повестка. Именно она подобно воде стала подтачивать некогда могучую немецкую промышленность. 

Но следом случилась пандемия коронавируса, а затем и начало СВО. И вдруг стало ясно, что все достижения немецкой промышленности были возможны во многом благодаря дешёвым российским энергоресурсам.

Взгляд на ретроспективу событий, приведших Германию к текущему незавидному состоянию, говорит о странной любви немцев к «стрельбе себе в ногу». Страна долгое время была гостеприимна к мигрантам. Но с началом специальной военной операции туда активно устремились беженцы из Украины. Официальные данные гласят, что сегодня в ФРГ находятся порядка 1,8 миллиона украинцев.

Чем же опасны мигранты для экономики Германии? 700 тысяч украинских беженцев получают совсем не маленькое гражданское пособие. При этом 480 тысяч из этого числа трудоспособны, однако на работу устраиваться не торопятся. Виной тому не только весомая денежная поддержка, но и доступ к медицинским услугам, бесплатные языковые курсы и получение квалификаций в центрах занятости. Всё это серьезно усугубляет ситуацию с федеральным бюджетом Германии.

Министр финансов Германии Кристиан Линднер видит решение сложившейся проблемы с украинскими гражданами в стимулировании беженцев на поиск работы: «Мы должны рассмотреть вопрос об отдельном правовом статусе для беженцев с Украины».

Результатом нововведения немецкий Минфин видит автоматическое прекращение выплат гражданского пособия беженцам с Украины. Теперь для поддержания социально-экономического прожиточного минимума людям придется работать.

Кстати канцлер Германии Олаф Шольц уже требовал от находящихся в стране украинских беженцев начать работать. Работодателям же было предложено брать украинцев без документально подтверждённой квалификации. Что говорит о серьезном настрое германского Правительства.

От взгляда в недалекую, но уже историю, обратимся к сегодняшнему дню. Зима уже стоит на пороге и её предстоит пережить. В это же время немецкие заводы уже выбирают между «закупаться сырьем себе в минус» и закрытием производств.

В случае с Германией такая дилемма стоит в первую очередь перед известным на весь мир автопромом. Всё тот же глава Минфина Германии Кристиан Линднер в интервью Bloomberg TV заявляет, что Евросоюзу придется пересмотреть политику постепенного отказа от использования двигателей внутреннего сгорания в автомобилях.

Конкуренция с китайскими электромобилями, дороговизна энергоресурсов, рост себестоимости — автомобильная промышленность Германии проходит через тяжелейшие времена в своей истории. За примерами далеко ходить не надо: десяткам тысяч сотрудников Volkswagen светит увольнение из-за закрытия заводов в стране. Производитель с мировым именем сталкивается с подобным впервые за 90 лет своего существования.

Не всё ладно и в отношении интереса к электромобилям: продажи электрокаров в августе этого года рухнули на 69%. Причем ситуация характерна для всего ЕС. Причиной тому послужила отмена субсидий на приобретение электрокаров. 

Уход от двигателя внутреннего сгорания к 2035 году, анонсированный ранее, уже выглядит фантастикой. Однако, в виду всего пышного букета гнетущих немецкую экономику факторов, отказ от электрокаров — это еще цветочки.

Немцам рано или поздно предстоит сделать выбор: поддерживать ли Украину, вторя политике заморских партнеров, или всё-таки обратить внимание к своему собственному будущему? Тем временем к власти в Германии активно рвутся правые партии, что намекает на выбор в пользу своих граждан. Так от чего же еще предстоит отказаться Германии на пути к собственному благополучию? Поживем — увидим.

Другие публикации