После ухода западных компаний из российского авиастроения и авиаперевозок, понимание, что страна остро нуждается в собственном производстве встало особенно ясно. Вопреки критике о том, что у России нет перспектив и возможностей заменить боинги и аэрбасы, авиастроители смогли ускорить темпы создания компонентов к отечественным самолетам гражданской авиации. Работа ведется сразу в нескольких направлениях, чтобы как можно скорее поставить на крыло среднемагистральный МС-21 и модифицированную версию Sukhoi Superjet, для которого на днях испытали новый двигатель ПД-8. Но и здесь не обошлось без критики. В сети поспешили усомниться в том, что новый движок, который собирается на заводе ОДК-Сатурн Объединенной двигателестроительной корпорации, совместим с МС-21, а, значит, собственных воздушных судов опять не стоит ждать. Реальность заключается в том, что ПД-8 изначально собирался для других самолетов и не имеет отношения к МС-21. О том, как обстоят дела с новым «сердцем» российской авиации, разобрались вместе с экспертами.
В начале мая стало известно, что Объединенная двигателестроительная корпорация успешно провела испытания первого опытного двигателя ПД-8, который предназначается для самолетов Sukhoi Superjet New и Бе-200 для гражданской авиации и потребностей МЧС соответственно. Как говорят эксперты, потребность в двигателе – это запрос не текущего дня, а вчерашнего, но данном случае у разработчиков есть уверенность, что ускорить работы по запуску модифицированной версии «Суперджета» с новым движком вполне реальная задача.
ПД-8 разрабатывается для использования сразу на двух отечественных самолётах – «Суперджета» для гражданской авиации и Бе-200. Последний – это самолет-амфибия, который использует МЧС. Например, для тушения пожаров. Новый двигатель на «Суперджете» (SSJ-NEW) заменит российско-французский SAM146 в рамках программы импортозамещения. Ранее «Суперджеты» оснащались двигателями SaM146, выпускаемыми компанией PowerJet (50% долей у французской Safran Aircraft Engines и российской «ОДК-Сатурн»).
На волне санкций PowerJet уведомила российских партнеров о приостановке контрактных обязательств. На Бе-200 новый движок заменит двигатель Д-436ТП, который выпускался на Украине.
На днях Госкорпорация «Ростех» заявила о том, что стендовые испытания ПД-8 прошли успешно и показали, что двигатель отвечает всем качествам, необходимым для сборки Sukhoi Superjet.
Завершение стендовых испытаний первого опытного образца ПД-8 – это важнейший этап разработки нового российского двигателя для гражданской авиации, прежде всего, для импортозамещенного «Суперджета 100». Дальше предстоят испытания отдельных узлов двигателя на автономных установках. Также запланированы испытания двигателя в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и большой комплекс инженерно-технических расчетов. Все это входит в комплекс работ по подтверждению характеристик опытной установки требованиям сертификационного базиса двигателя ПД-8, – заявил Первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
По словам главы министерства Дениса Мантурова, работы по ПД-8 удалось форсировать ввиду «самолетного голода», который возник на фоне западных санкций в отношении российского авиапрома и авиасообщения.
Как считает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, двигатель ПД-8 вполне реально сдать ускоренными темпами, потому что ряд решений удалось отработать во время работ по ПД-14.
В целом по проекту двигателя ПД-8 планировалось использовать в значительной части уже отработанные технические и технологические решения, благо опыт был приобретен на проекте ПД-14 и некоторых других. Интересно, что в данном случае был применён ряд управленческих технологий и технологий проектирования, которые, действительно, позволили ускорить решение части вопросов относительно традиционного подхода. Здесь в полной мере использовались те преимущества, которые дают современные методы проектирования, использования суперкомпьютерных вычислений и прочее, – считает эксперт.
Еще одна важнейшая задача, которая стоит перед разработчиками – отработка бортового радиоэлектронного оборудования. Эксперт полагает, что сертификацию движка проведут в два этапа, что является обычной практикой. На первом ПД-8 получит сертификат с некоторыми ограничениями, а затем в ходе испытаний диапазон будет расширяться.
Что касается версии для Бе-200, то здесь движку необходимо будет пройти испытания «оморячиванием» – полетами над морем, чтобы проверить антикоррозионные свойства элементов двигателя.
Между тем, Минпромторг сообщает, что сегодня на ОДК-Сатурн, где делают двигатель, полным ходом идет производство лопаток газотурбинных двигателей, необходимых как для новых ПД-8, так и для наземных энергетических установок.
У ОДК и предприятий кооперации имеется все необходимое оборудование. На предприятии освоены сложные технологические процессы монокристаллического литья – инновационное производство ориентировано на ежегодный выпуск более чем 600 тысяч литых заготовок лопаток турбины, говорится в сообщении министерства.
Как планируют в Минпромторге, в первой половине 2023 года начнутся интенсивные испытания двигателя в составе импортозамещенной версии SSJ-100. Если они пройдут успешно, то сертификат на Superjet New будет выдан до начала 2024 года.