От Атомной энергетики до игровой индустрии: как бренд «Сделано в России» шагает по миру

Не секрет, что вопреки санкционному давлению Россия активно развивает торговые отношения с мировыми державами. А в ближайшие годы стране предстоит увеличить объемы экспорта как количественно, так и качественно. Для достижения этих целей необходимо реализовать механизмы выпуска продукции, которая будет конкурентоспособной на мировом рынке. И, что не менее важно, государству предстоит обустроить безопасную экспортную логистику в новых условиях.

Вопросы и сценарии развития российского экспорта, а также проблемы русских экспортирующих компаний обсудили на Международном форуме «Сделано в России» 14 октября 2024 года. Организатор форума — АО «Российский экспортный центр». РЭЦ уже давно консолидирует группу компаний, осуществляющую финансовые и нефинансовые меры поддержки российским экспортерам.

Дискуссионная программа форума включала в себя порядка 20 тематических сессий и мастер-классов. Что особенно важно, акцент обсуждений строился на разборе и анализе проблематики конкретных кейсов. Для отечественных производителей были презентованы инструменты поддержки, полезные как для задействованных в экспорте предпринимателей, так и для только планирующих экспортировать свою продукцию.

В работе форума РЭЦ приняли участие иностранные делегации, в составе которых представители органов власти, ответственные за торговую политику, финансовых институтов, торговых и логистических компаний, обеспечивающих практическую реализацию внешнеторговых сделок. 

Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин в ходе дискуссии четко обозначил основное направление российского экспорта, заявив, что внешняя торговля сейчас развивается прежде всего за счет ее расширения с дружественными странами, к которым относятся в первую очередь Китай, Турция, Индия и Египет. Поставки по данным направлениям в августе 2024 года составили 86% от общего объема экспорта. Машиностроение, металлургия, химическая и фармацевтическая промышленность, АПК — таковы сферы, по которым наращиваются объемы поставок.

Глава Минсельхоза Оксана Лут определила дальнейший вектор экспорта продукции агропромышленного комплекса, заявив о поставках более дорогой продукции переработки. Для достижения заявленной цели ($55,2 млрд) к 2030 году необходимо нарастать экспорт дополнительно 122 млн тонн продовольствия, что соответствует росту на 18% по сравнению с текущими показателями. Реализация такого плана обеспечит вхождение России в тройку крупнейших мировых поставщиков.

В обсуждении затронули и злободневную тему, а именно сложности с расчетами при экспорте (как это случается при поставках в КНР в последнее время). О внимании к проблеме заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. Чиновник заверил участников форума, что в обновленном нацпроекте «Международная кооперация и экспорт» сохранятся все действующие меры поддержки экспортеров. Действие программы рассчитано до 2030 года.

Важным для отечественного производителя стало заявление Алиханова касательно поддержки создания торгово-промышленной инфраструктуры за рубежом. Теперь для того, чтобы «рынки Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии становились ближе и дешевле для небольших экспортеров», будет осуществляться субсидирование до 80% затрат крупных грузоперевозчиков на новых экспортных маршрутах.

Внимаю гостей форума (а это более 1500 экспертов, отечественных и иностранных предпринимателей), была представлена выставочная зона, разделенная на 4 блока: «Промышленность и машиностроение», IT, «Медицина», «Креативные индустрии». Порядка 50 крупнейших производителей из разных регионов России представили свою продукцию: многопрофильный холдинг «Росатом», Сибирский электротехнический завод, имеющий богатый опыт в производстве электродвигателей, производитель биотехнологических препаратов «Герофарм».

Продукция малого и среднего бизнеса смотрелась на фоне отечественных гигантов не менее достойно. Участникам форума продемонстрировали портативный водный велосипед от Ярославского «Сибайка», высокотехнологичную продукцию для нужд космической отрасли от компании «Спутникс», инновационные беговые дорожки от «Индео Лаб», уникальные 5D-принтеры от Волгоградцев из «Стереотек».

Немалый интерес вызвала и зона креативных индустрий, активно набирающая обороты. Это и продукция игровой индустрии, и кинопроизводство.

В этом году деловая программа форума сосредоточилась на экономике российского экспорта в условиях многополярного мира, что позволяет констатировать главное: интерес к продукции, отмеченной брендом «Сделано в России», у иностранных покупателей непрерывно растет.

Другие публикации