Незваный гость: каковы реальные шансы Украины на вступление в ЕС 

Ни для кого не секрет, что Украина очень хочет стать членом Европейского союза. Однако ЕС не спешит принимать Незалежную в свои ряды. В феврале этого года украинский лидер Владимир Зеленский подписал заявку на ускоренное вступление страны в ЕС. Подобная наглость повергла в шок лидеров европейских стран. В частности, премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович напомнил Зеленскому, что еще «никто не вошел в Европейский союз за одну ночь».

После долгих дискуссий в конце июня Евросоюз все-таки предоставил Украине статус кандидата в члены ЕС с учетом нескольких условий, до выполнения которых переговоры по этой теме не начнутся. Среди них — активная борьба с коррупцией, проведение глубокой судебной реформы и деолигархизация.«От страны-кандидата и выполнения ею условий зависит скорость вступления… Да, Украина начинает с низкого уровня, но все в ее руках», — туманно выразилась глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен.

Несложно догадаться, что для выполнения вышеперечисленных условий потребуется длительное время. Но вчера, 11 сентября, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сделал амбициозное заявление. «Украина планирует максимум через два года стать членом ЕС», — подчеркнул Шмыгаль в ходе 17-й встречи Ялтинской Европейской Стратегии (YES).

Однако, если не брать во внимание фантазии украинских властей, объективно до вступления Украины в ЕС еще очень далеко. И речь в данном случае идет не о паре лет, а о более продолжительном сроке.

Небольшой экскурс в историю взаимоотношений Киева и Брюсселя

История евроинтеграции Украины длится уже почти 30 лет. Впервые о вступлении страны в Евросоюз заговорили в 1991 году, после распада СССР. Через три года Украина стала первым государством на постсоветском пространстве, с кем ЕС подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). При этом документ подписали в 1994-м, а утвердили только спустя четыре года.

Вдобавок, СПС носило рамочный характер. Проще говоря, многие его положения нуждались в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. В частности, предполагалось развитие тесных политических отношений и реформ, связанных с торговлей. Но Украина оказалась не готова к масштабным изменениям, и вопрос о ее тесном сотрудничестве с ЕС отпал сам собой.

Второй президент Украины Леонид Кучма

В 2000-х украинские власти попросили предоставить Незалежной статус ассоциированного члена ЕС, но Европа согласилась лишь на «специального соседа ЕС». Леонид Кучма, занимавший на тот момент пост президента Украины, мягко говоря, остался не в восторге от подобного предложения. «Закрепив статус Украины, как «доброго соседа» ЕС, мы, скорее, заморозим отношения, чем поможем их развитию», заявил Кучма в июле 2004 года на саммите ЕС.

Спустя две недели после июльского саммита украинские и европейские дипломаты договорились о «добрососедском договоре», предусматривающем в будущем рассмотрение «расширенного» соглашения. Но впоследствии диалог Киева и Брюсселя так не привел к заметным результатам. В конце концов украинские власти стали вести политику многовекторности — балансировать между Евросоюзом, НАТО и Россией.

Что же изменилось в 2022 году?

Украина по сей день остается одной из самых коррумпированных стран Европы. Вопреки предвыборным заявлениям Зеленского, власть в стране до сих пор принадлежит олигархам. «Экономику и политику страны контролируют олигархи и крупный бизнес. <…> Нет и не может быть честной конкуренции»,отметил исследователь Йорн Холм-Хансен из Университета Большого Осло.

Причем, коррупция на Украине процветает даже сейчас — в, казалось бы, не самое подходящее время для воровства бюджетных средств. Буквально, сегодня, 12 сентября, стало известно, что ближайшее окружение Зеленского заподозрили в воровстве гумпомощи, предназначенной для беженцев и армии. Заведено уголовное дело. Среди подозреваемых — глава офиса президента Украины Андрей Ермак, его заместитель Кирилл Тимошенко, председатель фракции «Слуги народа» в Верховной раде Давид Арахамия и его друг Вемир Давитян.

21 ноября 2013 года. Центр Киева. В этот день правительство Украины приостановило подготовку к заключению соглашения об ассоциации с ЕС

И коррупция — лишь «вершина айсберга», из которой вытекает множество других недостатков современной украинской политической системы, включая проблемы с верховенством закона, государственным управлением, демократией и свободной прессой. Так, в феврале этого года, по версии британского журнала The Economist, Украина заняла 86-е место в мировом рейтинге демократий и оказалась в блоке стран с так называемыми гибридными демократиями.

Также многие европейские эксперты не уверены, что Киев полностью разделяет такие ценности ЕС, как «разнообразие, терпимость и общность различных этнических групп». Наряду с коррупцией в стране распространена нищета и националистические настроения, а также дает о себе знать продолжающийся военный кризис. «ЕС нет смысла включать такую страну в свой состав. Это будет бездонная черная яма. Украина в принципе была таковой, но сейчас она расширилась и вглубь, и в ширину. Единственное — в принятии Украины в ЕС может быть политический смысл, но оплачивать политический смысл гигантскими финансовыми расходами, думаю, европейские чиновники не будут»,считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.

По данным европейских СМИ, некоторые страны ЕС, в том числе Дания, Нидерланды, Швеция, Португалия и Венгрия, выступали против предоставления Украине статуса кандидата на вступление в ЕС. Причины все те же — недостаточное соответствие Киева европейским требованиям, связанных со стабильностью демократических институтов, верховенством закона и прав человека, уважением и защитой меньшинств. 

Другим странам, стремящимся в ЕС, повезло больше, чем Украине?

Сейчас в Евросоюз входят 27 стран. Еще семь государств, включая Украину, имеют статус официального кандидата в члены ЕС: Турция (с 1987 года), Северная Македония (с 2004 года), Черногория (с 2008 года), Албания и Сербия (с 2009 года), Молдавия (с 2022 года). Причем, все эти страны обгоняют Украину по уровню ВВП, безопасности, индексу свободной экономики, а также располагаются на более высоких строчках в мировом рейтинге демократий (из семи стран только Турция, как и Украина, имеет гибридный режим демократии) и имеют более низкие показатели коррупции. Но ЕС не спешит принимать их в свои ряды.

Процесс вступления страны в Евросоюз предполагает несколько этапов, которые могут затянуться на долгие годы. Например, вступление Хорватии в ЕС заняло 10 лет. Так, через Загреб в 2003 году подал заявку на членство в ЕС (через восемь после окончания вооруженного конфликта, которым сопровождался распад Югославии). В 2004 году Еврокомиссия присвоила Хорватии статус официального кандидата на вступление в ЕС, а решение о том, что страна готова стать полноправным членом организации, было принято только в июне 2011-го. Но долгожданный статус Хорватия получила лишь в 2013 году. Это если не считать того, что о намерении в будущем присоединиться к Евросоюзу Загреб впервые объявил в 1991 году, а в 2000-м подписал с Брюсселем соглашение о стабилизации — первый шаг на пути к принятию в ЕС.

2013 год. Жители Хорватии празднуют вступление страны в Евросоюз

Еще больше времени занял процесс вступления Румынии в ЕС. Он начался в феврале 1993-го и завершился в 2007 году. При этом страна до сих пор не входит в число государств Шенгенского соглашения и Еврозоны и не использует в качестве национальной валюты евро. По сравнению с более развитыми государствами региона, такими как Германия, Швеция, Голландия, Бельгия, Испания, в Румынии фиксируется высокий уровень коррупции и существует множество экономических проблем.

Сопоставляя все факты, становится понятно, что Зеленский, Шмыгаль и остальные представители действующей украинской власти просто обманывают своих граждан. Они делают громкие заявления, но в действительности с трудом могут строить долгосрочные планы. Даже, если Украина в ускоренные сроки выполнит все требования Еврокомиссии (что в нынешней ситуации маловероятно), то ее процесс вступления в ЕС займет явно не год и не два. В противном случае страны, имеющие статус официального кандидата в члены ЕС, могут взбунтоваться и начать задавать неудобные, но справедливые вопросы лидерам ЕС. Вопросы возникнут и у самих стран-членов ЕС, которые в условиях текущего экономического кризиса, вряд ли согласятся «делиться последним куском хлеба» с гражданами Украины.

Другие публикации