Ни для кого не секрет, что Украина очень хочет стать членом Европейского союза. Однако ЕС не спешит принимать Незалежную в свои ряды. В феврале этого года украинский лидер Владимир Зеленский подписал заявку на ускоренное вступление страны в ЕС. Подобная наглость повергла в шок лидеров европейских стран. В частности, премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович напомнил Зеленскому, что еще «никто не вошел в Европейский союз за одну ночь».
После долгих дискуссий в конце июня Евросоюз все-таки предоставил Украине статус кандидата в члены ЕС с учетом нескольких условий, до выполнения которых переговоры по этой теме не начнутся. Среди них — активная борьба с коррупцией, проведение глубокой судебной реформы и деолигархизация.«От страны-кандидата и выполнения ею условий зависит скорость вступления… Да, Украина начинает с низкого уровня, но все в ее руках», — туманно выразилась глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен.
Несложно догадаться, что для выполнения вышеперечисленных условий потребуется длительное время. Но вчера, 11 сентября, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сделал амбициозное заявление. «Украина планирует максимум через два года стать членом ЕС», — подчеркнул Шмыгаль в ходе 17-й встречи Ялтинской Европейской Стратегии (YES).
Однако, если не брать во внимание фантазии украинских властей, объективно до вступления Украины в ЕС еще очень далеко. И речь в данном случае идет не о паре лет, а о более продолжительном сроке.
Небольшой экскурс в историю взаимоотношений Киева и Брюсселя
История евроинтеграции Украины длится уже почти 30 лет. Впервые о вступлении страны в Евросоюз заговорили в 1991 году, после распада СССР. Через три года Украина стала первым государством на постсоветском пространстве, с кем ЕС подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). При этом документ подписали в 1994-м, а утвердили только спустя четыре года.
Вдобавок, СПС носило рамочный характер. Проще говоря, многие его положения нуждались в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. В частности, предполагалось развитие тесных политических отношений и реформ, связанных с торговлей. Но Украина оказалась не готова к масштабным изменениям, и вопрос о ее тесном сотрудничестве с ЕС отпал сам собой.
В 2000-х украинские власти попросили предоставить Незалежной статус ассоциированного члена ЕС, но Европа согласилась лишь на «специального соседа ЕС». Леонид Кучма, занимавший на тот момент пост президента Украины, мягко говоря, остался не в восторге от подобного предложения. «Закрепив статус Украины, как «доброго соседа» ЕС, мы, скорее, заморозим отношения, чем поможем их развитию», — заявил Кучма в июле 2004 года на саммите ЕС.
Спустя две недели после июльского саммита украинские и европейские дипломаты договорились о «добрососедском договоре», предусматривающем в будущем рассмотрение «расширенного» соглашения. Но впоследствии диалог Киева и Брюсселя так не привел к заметным результатам. В конце концов украинские власти стали вести политику многовекторности — балансировать между Евросоюзом, НАТО и Россией.
Что же изменилось в 2022 году?
Украина по сей день остается одной из самых коррумпированных стран Европы. Вопреки предвыборным заявлениям Зеленского, власть в стране до сих пор принадлежит олигархам. «Экономику и политику страны контролируют олигархи и крупный бизнес. <…> Нет и не может быть честной конкуренции», — отметил исследователь Йорн Холм-Хансен из Университета Большого Осло.
Причем, коррупция на Украине процветает даже сейчас — в, казалось бы, не самое подходящее время для воровства бюджетных средств. Буквально, сегодня, 12 сентября, стало известно, что ближайшее окружение Зеленского заподозрили в воровстве гумпомощи, предназначенной для беженцев и армии. Заведено уголовное дело. Среди подозреваемых — глава офиса президента Украины Андрей Ермак, его заместитель Кирилл Тимошенко, председатель фракции «Слуги народа» в Верховной раде Давид Арахамия и его друг Вемир Давитян.
И коррупция — лишь «вершина айсберга», из которой вытекает множество других недостатков современной украинской политической системы, включая проблемы с верховенством закона, государственным управлением, демократией и свободной прессой. Так, в феврале этого года, по версии британского журнала The Economist, Украина заняла 86-е место в мировом рейтинге демократий и оказалась в блоке стран с так называемыми гибридными демократиями.
Также многие европейские эксперты не уверены, что Киев полностью разделяет такие ценности ЕС, как «разнообразие, терпимость и общность различных этнических групп». Наряду с коррупцией в стране распространена нищета и националистические настроения, а также дает о себе знать продолжающийся военный кризис. «ЕС нет смысла включать такую страну в свой состав. Это будет бездонная черная яма. Украина в принципе была таковой, но сейчас она расширилась и вглубь, и в ширину. Единственное — в принятии Украины в ЕС может быть политический смысл, но оплачивать политический смысл гигантскими финансовыми расходами, думаю, европейские чиновники не будут», — считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
По данным европейских СМИ, некоторые страны ЕС, в том числе Дания, Нидерланды, Швеция, Португалия и Венгрия, выступали против предоставления Украине статуса кандидата на вступление в ЕС. Причины все те же — недостаточное соответствие Киева европейским требованиям, связанных со стабильностью демократических институтов, верховенством закона и прав человека, уважением и защитой меньшинств.
Другим странам, стремящимся в ЕС, повезло больше, чем Украине?
Сейчас в Евросоюз входят 27 стран. Еще семь государств, включая Украину, имеют статус официального кандидата в члены ЕС: Турция (с 1987 года), Северная Македония (с 2004 года), Черногория (с 2008 года), Албания и Сербия (с 2009 года), Молдавия (с 2022 года). Причем, все эти страны обгоняют Украину по уровню ВВП, безопасности, индексу свободной экономики, а также располагаются на более высоких строчках в мировом рейтинге демократий (из семи стран только Турция, как и Украина, имеет гибридный режим демократии) и имеют более низкие показатели коррупции. Но ЕС не спешит принимать их в свои ряды.
Процесс вступления страны в Евросоюз предполагает несколько этапов, которые могут затянуться на долгие годы. Например, вступление Хорватии в ЕС заняло 10 лет. Так, через Загреб в 2003 году подал заявку на членство в ЕС (через восемь после окончания вооруженного конфликта, которым сопровождался распад Югославии). В 2004 году Еврокомиссия присвоила Хорватии статус официального кандидата на вступление в ЕС, а решение о том, что страна готова стать полноправным членом организации, было принято только в июне 2011-го. Но долгожданный статус Хорватия получила лишь в 2013 году. Это если не считать того, что о намерении в будущем присоединиться к Евросоюзу Загреб впервые объявил в 1991 году, а в 2000-м подписал с Брюсселем соглашение о стабилизации — первый шаг на пути к принятию в ЕС.
Еще больше времени занял процесс вступления Румынии в ЕС. Он начался в феврале 1993-го и завершился в 2007 году. При этом страна до сих пор не входит в число государств Шенгенского соглашения и Еврозоны и не использует в качестве национальной валюты евро. По сравнению с более развитыми государствами региона, такими как Германия, Швеция, Голландия, Бельгия, Испания, в Румынии фиксируется высокий уровень коррупции и существует множество экономических проблем.
Сопоставляя все факты, становится понятно, что Зеленский, Шмыгаль и остальные представители действующей украинской власти просто обманывают своих граждан. Они делают громкие заявления, но в действительности с трудом могут строить долгосрочные планы. Даже, если Украина в ускоренные сроки выполнит все требования Еврокомиссии (что в нынешней ситуации маловероятно), то ее процесс вступления в ЕС займет явно не год и не два. В противном случае страны, имеющие статус официального кандидата в члены ЕС, могут взбунтоваться и начать задавать неудобные, но справедливые вопросы лидерам ЕС. Вопросы возникнут и у самих стран-членов ЕС, которые в условиях текущего экономического кризиса, вряд ли согласятся «делиться последним куском хлеба» с гражданами Украины.