Российским нефтяным компаниям могут снизить выплаты по налогу на добавленный доход и скорректировать «основной» отраслевой налог – на добычу полезных ископаемых в связи с ростом затрат на фрахт и другие потери, связанные с санкционным давлением. Как считают эксперты, такие меры будут своевременны, но должны предполагать большую вовлеченность самой нефтянки в модернизацию отрасли. Подробнее – в материале.
Комитет Госдумы по энергетике рассмотрел вопрос о мерах поддержки нефтяных компаний в связи с санкционным давлением, сообщают «Известия». Речь идет о том, чтобы скорректировать значения удельных расходов, которые закладываются в расчет НДД, с 7140 рублей до 8600 рублей с 2022 года и изменить формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), учитывая возросшие логистические издержки. Также необходимо ввести мораторий на три года на разработку норм, предусматривающих дополнительную финансовую нагрузку на ТЭК, считают в ГД.
Опрошенные изданием эксперты согласны с мерами поддержки, отмечая, что они обусловлены общим ростом издержек в экономике.
Как объяснил изданию директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов, значение удельных расходов для НДД должно индексироваться к началу 2023 года на величину индекса потребительских цен (ИПЦ). В свою очередь индекс уже вырос на 8,39%, а также резко повысились расходы на морские перевозки, которыми транспортируется нефть. Все это привело к тому, что нефтянка терпит убытки, считает аналитик.
С мнением согласен член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев, который уточнил, что российские нефтяные компании несут одну из самых серьезных фискальных нагрузок в мире, поэтому послабления в этой части в трудный экономический период для отрасли необходимы.
Как ранее сообщал Reuters, в конце февраля после введения санкций стоимость фрахта на вывоз российской нефти на тот момент выросла в 5 раз. Судовладельцы отказывались грузить российский энергоноситель, опасаясь последствий.
По данным издания, трудности наблюдались с фрахтом на Балтике и порту Новороссийска, где покупатели столкнулись с удорожанием ставок на фрахт, выросший в пять раз, до 400–500 пунктов по шкале Worldscale (WS). В цену издержек судовладельцы закладывали плату за риск и «напряженность в регионе».
Кроме транспортных проблем, санкции также привели к тому, что российские сорта стали выставляться с дисконтом. По данным Bloomberg, в апреле на сорт Ural дисконт составлял минус $34,8 к ценовому индикатору Dated Brent, что было связано с опасением рынка приобретать сырье у России.
По данным «Известий» введение налоговых послаблений для нефтянки может привести к выпадению из бюджета страны от 800 млрд до 1 трлн рублей. В прошлом году нефтегазовые доходы России составили более 9 трлн рублей из общих 25 трлн.
По мнению зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева нефтяная отрасль должна не только пользоваться мерами поддержки, но и вести работы по модернизации сектора, в частности развивать биржевую торговлю.
С учетом изменившихся условий, такие меры поддержки должны быть строго обусловлены рядом показателей: ростом объема и глубины переработки нефти, количеством построенных и зарегистрированных под российским флагом танкеров, увеличением отгрузок на внутренний рынок, ростом количества АЗС и НПЗ, – считает эксперт.
Тем временем на фоне действий санкций в отношении нефтегазового сектора в апреле Россия нарастила поставки энергоносителя с помощью морских перевозок. Как сообщал The Wall Street Journal объемы поставок в неизвестном направлении увеличились до 1,6 млн баррелей в сутки против 1,3 в марте. Как предположили аналитики, таким образом, может быть реализован шаг, позволяющий России обходить санкции, доставляя сырье на более крупные танкеры, где ее смешивают с другой. На рынке предлагаются такие новые сорта нефтепродуктов, как «латвийская смесь» и «туркменская смесь», но с пониманием того, что они содержат «значительное количество российской нефти». В свою очередь Bloomberg сообщает, такая схема вполне возможна, указывая, что самое понятие «российская нефть» достаточно расплывчато и дает возможность добавлять сырье из России в добычу из других стран. Однако, в шестом пакете санкций ЕС планирует запретить весь импорт нефти – и сырой, и очищенной, сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.