Из более трех тысяч западных брендов Россию после начала специальной военной операции в реальности покинули лишь 7% фирм. К такому выводу пришли исследователи Киевской школы экономики, а также газета The Washington Post. Издание отмечает, что многие западные бренды просто максимально затягивают сроки и на самом деле ничего подобного не планируют делать. Рассказываем, почему так вышло и кто подвел США и Евросоюз.
«Выход из России»
Уход зарубежных брендов из России начался в марте 2022 года, после начала специальной военной операции. Власти западных стран подталкивали производителей сворачивать деятельность в РФ, чтобы создать дефицит различных товаров и услуг и сподвигнуть россиян к массовым протестам против политики Кремля и спецоперации. Особенно активно в этом направлении работал Вашингтон. Но добиться намеченного не удалось. В России был отлажен механизм параллельного импорта, который позволил ввозить в страну товары тех, кто хлопнул дверью. Правда, таких оказалось совсем немного.
Как пишет The Washington Post , только 7% западных брендов реально свернули свои дела в РФ. Об этом сообщает Киевская школа экономики (КШЭ), которая отслеживает 3141 иностранную компанию в рамках своего проекта «Выход из России». 211 компания покинула страну, еще 468 предприятий заявили, что уйдут, но до сих пор работают, остальные же просто проигнорировали мечты Киева и его кураторов.
Директор проекта «Выход из России» Андрей Оноприенко вынужден был признать, что западные фирмы спешат не обрубать все контакты с Россией. Таких украинцы насчитали более 1,2 тысяч.
В свою очередь исследование, проведенное Университетом Санкт-Галлена в Швейцарии, показало, что к ноябрю 2022 года Россию покинули менее 9% компаний Европейского союза и Большой семерки, имеющих дочерние предприятия в России.
А у них еще есть дела
«Почему компании не бросились массово покидать Россию, как того хотели в Брюсселе и Вашингтоне?» – таким вопросом задались в Киевской школе экономике и нашли ответ – деньги. Российский рынок – очень привлекательный кусок пирога.
Как рассказал WP Андрей Оноприенко, в 2020 году публичные компании, которые его группа отслеживает, уплатили России в 2020 году налоги в размере 24 миллиардов долларов, а получили доход в размере более 300 миллиардов долларов.
Кроме того, компании прекрасно понимают, что вложили в развитие своих активов баснословные суммы и терять их за бесценок не хотят. Зарубежные наблюдатели отмечают, что многие намеренно тянули время, ожидая, что Москва предпримет меры.
И Москва действительно приняла такие меры в декабре 2022 года, когда Минфин обязал инвесторов из недружественных стран объявлять дисконт не менее 50% от стоимости при продаже активов при выходе из бизнеса.
Таким образом, несмотря на громкие пресс-релизы, исполнять обещания многие просто не захотели, затягивая процесс. Некоторые просто ведут свою обычную деятельность, выпуская товары под другим именем, но с узнаваемым фирменным стилем, либо передали бизнес аффилированным структурам с возможностью быстро вернуться, либо сократили пока инвестиции в проекты.
Все будет Coca-Cola
Среди нарушителей оказались крупнейшие торговые мировые марки. Например, гиганты Coca-Cola, Ikea, PepsiCo, Unilever, Auchan, Procter & Gamble, Metro, Yves Rocher и другие. Например, концерн Coca-Cola напитков заявил, что «приостанавливает свой бизнес в России». Но в реальности перерегистрировал одну свою дочернюю компанию в другую. В августе 2022 года Coca-Cola HBC прекратил производство Coca-Cola в России и «перевел» Coca-Cola HBC Eurasia в Multon Partners..
Российская фирма Coca-Cola HBC по-прежнему управляет 10 заводами, выпускающими «Добрую колу» и другие прибыльные бренды, Rich и «Моя семья».
«Наша главная цель там сосредоточена на защите наших активов и сосредоточена на наших людях», – объяснил эти шаги исполнительный директор Coca-Cola HBC Зоран Богданович в отчете о прибылях и убытках в этом году.
«Они (Coca-Cola ) скрывают реальную ситуацию. И мы видим, что довольно значительная часть выручки была получена в России», – прокомментировал ситуацию Андрей Оноприенко.
Также не до конца ушла из России Ikea, которая превратила свой выход в настоящее шоу распродаж. Бренд, управляемый шведской группой Ingka, действительно закрыл фирменные магазины, но другая компания группы, которая владеет сетью магазинов Mega, по-прежнему управляет 14 торговыми центрами.
Шведы объяснили все тем, что торговые центры «остаются открытыми, чтобы люди имели доступ к тому, что им нужно». Некоторые эксперты обвинили Ikea в том, что компания намеренно затягивала с решительными действиями, чтобы дождаться постановления Минфина РФ. «Эти активные ленивцы создают самоисполняющееся пророчество. Ikea затягивала продажу своих заводов до тех пор, пока российские правила не усложнили продажу», – считает руководитель лондонской консалтинговой компании по слияниям и поглощениям The1 Марк Диксон.
Как говорят российские эксперты, западный бизнес действительно не спешит расставаться с Россией, прекрасно понимая, что восстановить доверие и просто упущенную нишу будет очень трудно. Именно поэтому компании пытаются любыми способами зацепиться за российского покупателя.
«Кто-то немного меняет бренд, схему работы, привносят новые дизайнерские решения. Россия, во-первых, хороший рынок, во-вторых, с нами выгодно работать. Россию любят, потому что мы четко выполняем взятые на себя обязательства», – заявил статс-секретарь, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Всего, по приблизительным данным, в России работает порядка 25 тысяч иностранных фирм. Из них покинули рынок около 150. То есть всего 0,6% от общего числа. Прагматизм в этом вопросе явно перевесил политические амбиции Вашингтона и Евросоюза.