В условиях санкционного давления со стороны западных экономик, Россия вынуждена искать новые рынки или усиливать свои позиции на старых, но ещё доступных. И Китаю, занимающему второе после США место по номинальному ВВП, здесь отводится особое место.
О планах по выходу на новые количественные показатели в торговых отношениях России и Китая рассказал «Интерфаксу» директор Первого департамента Азии МИД РФ Георгий Зиновьев.
Мы нацелены на реализацию поставленной главами государств цели по доведению двустороннего товарооборота до 200 млрд долларов США к 2024 году. Более того, полагаем, что выйти на этот амбициозный показатель вполне возможно раньше намеченного срока, – сообщил Зиновьев.
Он добавил, что сейчас необходимо решить трудности по поставкам, возникшие в период пандемии. Кроме того, у российской стороны есть понимание, что у китайских партнеров могут возникать опасения на фоне рисков вторичных санкций со стороны западных стран. Однако, в Китае готовы к сотрудничеству и заинтересованы не только в торговле, но и инвестициях в создание производств и рабочих мест, сообщил представитель МИДа.
Убежден, что мы с партнерами сможем использовать сложившуюся ситуацию в наших общих интересах и в полной мере раскрыть потенциал для значительного наращивания взаимодействия по всем направлениям. (…)У нас с китайскими партнерами единый подход к санкциям – мы категорически не признаем односторонних нелегитимных ограничений. Пекин уже неоднократно попадал под «санкционную дубину», при этом поводом зачастую становилось просто то, что китайские компании более эффективны, – считает Георгий Зиновьев.
Как говорила ранее официальный представитель Министерства коммерции КНР Шу Цзюэтин, обе страны составили дорожную карту интенсивного двустороннего развития сферы торговли товарами и услугами. Она также отметила, что по итогам 2021 года товарооборот России и Китая составил 115,6 млрд, что выше данных предыдущих лет.
Стороны достигли взаимопонимания по многим вопросам, касающимся дальнейшего укрепления сотрудничества, создав новый импульс для формирования китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия, – рассказала Шу Цзюэтин, уточнив, что в качестве приоритетных направлений работы страны договорились упростить механизмы осуществления торговли и стимулировать проекты в области электронной коммерции.
По данным Главного таможенного управления Китая, рост товарооборота за 2021 год составил 35,8%. Как сообщала ФТС РФ, доля Китая в общем торговом обороте России составляет порядка 18%.
Согласно данным Главного таможенного управления КНР, за 2021 год экспорт поставок в Россию вырос на 33,8% — до $67,56 млрд, а импорт российских товаров и услуг в Китай вырос на 37,5% — до $79,32 млрд.
Россия поставляет в Китай топливно-энергетические товары, на долю которых приходится более 71% российского экспорта. В прошлом году Россия снизила объем поставок нефти на китайский рынок на 6,2%, однако в пересчете на ценовые показатели результат составил 36 млрд, что выше данных за аналогичный период в 2020 году на 41%. Кроме того, Россия нарастила поставки трубопроводного газа в Китай в три раза за январь–ноябрь. По данным «Газпрома», суточные поставки выросли более, чем на 30%, о чем сообщала компания. Был также отмечен рост поставок природного газа по газопроводу «Сила Сибири».
Россия поставляет в Китай древесину, целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них, продовольственные товары, продукцию химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. По этим группам товаров также был зафиксирован рост по итогам прошлого года. В начале 2022 года Китай также возобновил прием российской рыбы в своих портах. Ранее он был приостановлен из-за обнаружения следов COVID-19 на упаковке. Помимо рыбы, Россия экспортирует в Китай сельскохозяйственную продукцию. Доля экспорта продовольствия в Китай составляет порядка 10% в аграрном секторе поставок России.
В свою очередь Россия закупает у КНР высокотехнологичное оборудование, машины для производства, транспортную технику, электронику и другие товары. По мнению экспертов Forbes, в текущих условиях для многих производителей Китая открываются дополнительные возможности заместить ушедшие западные бренды. Однако стоит понимать, что китайцы взвешенно будут подходить к сотрудничеству, учитывая возможные риски со стороны США, считают аналитики издания. Это связано с тем, что, несмотря на ухудшение отношений между Китаем и США в сфере торговли, бизнес Подбнебесной, а также банковский и страховой сектор, все же остается во многом завязан на американские рынки.