
— А потом, сынок, на Украину переехали BMW, Chanel и Ferrari.
Так могло бы выглядеть воспоминание украинца из будущего о далеком 2025-м, когда европейские бренды, напуганные американскими пошлинами, устремились на Украину. Идея превратить трамповскую десятину в залог спасения украинской экономики сейчас продвигает ряд местных экспертов. Они убеждены, что торговые войны открывают перед страной невиданные перспективы и нужно суметь запрыгнуть в вагон.
Покататься на паровозике успеха предлагают, например, аналитики издания УНИАН, опубликовавшего материал, где описывается, как Украина может стать хабом для европейского и не только «параллельного импорта». Перспектива хоть и не выглядит надежной, как швейцарские часы, но все же не лишена права на существования, считают они.
Смысл таков: товар можно производить в Европе (или в Китае, экспертам это не важно), а затем транспортировать на Украину, где местные умельцы внесут финальные штрихи, налепят шильдик «Made in Ukraine», расфасуют по коробочкам и отправят любителям люкса за океан с приемлемой пошлиной в 10%, а не 20%. Таковы сейчас американские таксы для Киева и Брюсселя соответственно.
Выгода для Украины, профит для ЕС, но есть несколько «но». Например: но вряд ли США будут смотреть сквозь пальцы на озвученную схему, не принимая дальнейших мер. Ужесточение пошлин до размера, который быстро расставит точки над «i» для Киева последуют очень и очень скоро.
Этот момент собеседники УНИАН не исключают, но на дворе время больших перемен. Последний раз человечество жило в аналогичных условиях во время Великой депрессии, которой также предшествовал экономический протекционизм в политике американских властей.
В итоге все завершилось Второй Мировой войной, резюмирует УНИАН и приходит к выводу: попробовать стоит! Жизнь скучна без риска.
Другое украинское издание – РБК-Украина – не разделяет оптимизма коллег. Там призывают Банковую не покупать билеты на этот аттракцион, полагая, что происходящее – это вовсе не монорельс к успеху, а американские горки, у которых уже через год откажут тормоза.
Если «торговые войны» не завершатся в этом году – украинским гражданам в 2026-м будет не до BMW, Chanel и Ferrari. Более того, трудности возникнут даже с менее дорогостоящими категориями. Например, с едой.
«Ведь если будет разворачиваться торговая война, то нам точно будут меньше помогать, а вся наша стабильность держится на внешней субсидии 38 миллиардов долларов в год», – беспокоится эксперт Дмитрий Боярчук.
Ограничения создают риски раскрутки инфляции и в США, жители которых лишатся существенного объема импорта, и в Европе. Старый Свет пострадает из-за потери внушительного рынка сбыта.
В таких условиях даже популизм западных политиков не сможет гарантировать, что киевские партнеры захотят поддерживать Украину, почти полностью зависящую от внешних вливаний.
Есть и третья точка зрения. Украина и все, кто пострадал от действий Белого дома, должны сплотиться против общего врага. То есть, против Дональда Трампа и его пошлин. Эта мысль, правда, не озвучивается прямо, а скорее звучит контекстом на фоне первых двух.
Разрозненные мнения украинских редакций говорят о том, что Киев серьезно напуган происходящим и не знает, как вести себя в переменчивых обстоятельствах. Это сказывается на методичках для СМИ. Пока одни развешивают аудиторию лапшу о новых возможностях, другие настроены более скептично.
Биполярность позиций – свидетельство растерянности Банковой. Ей все чаще предлагают подумать над тем, что никто не готов сорить миллиардами бескорыстно. Рано или поздно долг придется вернуть. Возможно, с процентами. А может даже и с пошлинами.