Экономика, как и природа, не терпит пустоты. Поэтому после того, как западные автоконцерны ушли из России, перспективную нишу быстро заполнили китайские холдинги. Судя по статистике, сейчас они – частые экземпляры на наших дорогах. Несмотря на то, что товарооборот между Москвой и Пекином растет, некоторые из экспертов отмечают, что до сих пор не решены некоторые вопросы, которые якобы создают риски прекращения поставок. Разбираемся, что происходит и о каких угрозах говорят аналитики.
Качественные и доступные
О достойном соотношении «цена-качество» китайских автомобилей в прошлом октябре говорил Владимир Путин. В беседе с Медиакорпорацией Китая он отметил, что рост спроса на «ласточки» из Поднебесной обусловлен тем, что производители за последние годы серьезно улучшили характеристики продукции.
«Мне мои собеседники сказали: знаете, китайские машины на нашем рынке не просто обосновываются, потому что других становится меньше, не только поэтому. Качество улучшается. Качество китайских автомобилей улучшается, поэтому наши потребители, особенно в соотношении «цена-качество», с удовольствием ориентируются на продукцию китайских производителей», – рассказал он.
Слова президента подтверждает статистика. За два последних года китайский автопром уверенно завоевывает позиции в России. Например, в сравнении с 2021 годом спрос на него подскочил в три раза.
На 1 января 2024 года в России числилось 1,45 миллиона китайских легковушек, то есть примерно 3,1% от всего парка аналогичного типа машин в нашей стране, сообщало агентство «Автостат».
Пальму первенства держит бренд Chery – 26% автомобилей из Китая. Затем в порядке убывания следуют Geely, Haval, Lifan и Great Wall.
Из моделей больше всего россиянам полюбился Haval Jolion, 81,3 тысяч единиц которой сейчас колесят по просторам нашей Родины. Jolion уверенно держит позиции и в текущем году.
Еще одна популярная модель – Geely Coolray в количестве 69,4 тысяч единиц. Далее пьедестал сформировался так: Chery Tiggo – 56,3 тысяч единиц, Lifan X60 – 53,8 тысяч единиц, Great Wall Hover H3 – 51,6 тысяч единиц и Lifan Solano – 50,5 тысяч единиц.
Какие перспективы у «китайцев» в России?
КНР имеет все предпосылки, чтобы стать лидером среди азиатов и потеснить на этой позиции Японию. Уже два года назад разрыв между Токио и Пекином составлял всего 171 тысячу машин. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, стране удалось войти в число мировых экспортеров, опередив Германию и Южную Корею.
По мнению эксперта ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Сергея Наумовского, достижения Китая за последние 40 лет впечатляют.
«В 1990 году китайские автомобили занимали всего 0,5–1% всего автомобильного рынка. Сейчас каждый третий автомобиль в мире выпущен в Китае», – такую статистику озвучил он.
И такая динамика не могла обойти стороной Россию, особенно после того, как западные концерны под давлением руководства США и Евросоюза были вынуждены уйти. По данным «Автостата» за первое полугодие прошлого года, китайские легковушки заняли чуть более 40% российского рынка, хотя еще годом ранее их число составляло всего 10–12%.
Тем не менее, нельзя сказать, что все гладко. На днях представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» заявили, что китайско-российскому экспорту-импорту мешают финансовые прорехи. А именно – малое число китайских банков, работающих в России, и всего один банк, представляющий нашу страну в Поднебесной – ВТБ. Из-за этого, по словам главы ассоциации Алексея Подщеколдина, возникают трудности в проведении платежей за новые поставки. В том числе, за детали для машин.
«Сейчас единственный канал, через который как-то удается, как через игольное ушко, проскочить деньгам из России, это шанхайский филиал ВТБ. И сами банки, на встрече с китайской стороной в понедельник в РСПП говорили о том, что, боюсь соврать, но чуть ли, если я правильно их понял, 50 тысяч компаний записались в очередь на открытие расчетного счета и тем самым просто парализовали работу. Часть этих клиентов открылись, банк обслуживал условно пару сотен клиентов, а тут несколько тысяч возникло, которые хотят платежи принимать из России, и банк просто не справился», – сообщил он порталу BFM.RU.
Исправить проблему может работа по увеличению числа банковских филиалов в обеих странах, уверен эксперт. Его коллеги по рынку не исключают, что свою лепту в торможении процесса могут вносить антироссийские санкции, которые Запад пытается навязать и Китаю.
Правда, существенных проблем эти козни на данном этапе уже не принесут. Обойти рестрикции в финансовом секторе можно с помощью налаженных каналов параллельного импорта и содействия ряда государств. Например, Киргизии и Казахстана. При необходимости оплата будет из рублей конвертироваться в национальные валюты этих стран, а из них – в юани. То есть, предпосылок для прекращения поставок из Китая нет, но цены на автозапчасти и автомобили действительно могут вырасти в связи с тем, что курсы валют имеют свойство колебаться в зависимости от разных факторов.
В пользу того, что китайцы не собираются прекращать осваивать российскую нишу, говорит и то, что Пекин открывает новые заводы по выпуску автомобилей специально, чтобы увеличить поставки за рубеж, включая Россию.
А еще автопроизводители из КНР активно занимаются развитием собственной дилерской сети в нашей стране и готовы адаптировать свою продукцию под суровые российские реалии. Речь в частности, о повышении износостойкости конструкций китайских авто и их покрытия, которое еще несколько лет назад было уязвимо под влиянием дорожных реагентов.
Такая заинтересованность в потребностях покупателя лучше всего говорит о планах Пекина и том, что сворачивать торговлю никто не собирается.