Первые серьезные санкции были наложены на Китай в 1989 году после разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь, вошедшего в историю как «события 4 июня». Инициированные США ограничения предусматривали отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия с КНР. Одновременно с этим президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов.
Следующие серьезные санкции были введены США в период президентства Барака Обамы и Дональда Трампа и касались китайского экспорта, а также запрещали поставку в Китай высокотехнологичной продукции. В это время, в частности, были введены ограничения на въезд в США высокопоставленных китайских чиновников и запрет на использование оборудования китайских компаний Huawei и ZTE.
От бедности к экономическому успеху
В период 90-х Китай относился к категории бедных государств мира, масштабы ущерба от международных санкций достигали примерно $7,5 млрд и превышали общую сумму фактически использованных в 1989 году иностранных кредитов ($6,286 млрд). Однако несмотря на трудности, руководство КНР не отказалось от выбранного курса по созданию в стране «социалистической рыночной экономики» и продолжило политику внутренних реформ.
Выбранная КНР стратегия оказалась более чем успешной: Китай перестал заимствовать западные разработки в сфере высоких технологий и смог наладить собственное производство. Для этих целей в страну приглашались иностранные специалисты, а правительство инвестировало большие суммы в создание лабораторий и центров в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Именно на базе одного из них выросла всемирно известная сегодня компания Huawei. Кроме того, власти Китая создали свободные экономические и технологические зоны, в которых действует выгодная для предпринимателей налоговая система.
Нельзя не отметить и элемент незаконного получения доступа к технологиям Запада, который стал распространен в Китае на фоне санкций. Ввиду отсутствия каких бы то ни было нормативных актов в сфере покупки-продажи разрабатываемых в США и других странах технологий китайцы просто копировали и улучшали варианты уже вышедшей на рынки западной техники, а китайские хакеры взламывали иностранные корпорации и таким образом узнавали подробности технологических разработок.
Все результаты исследований Китай запатентовал, а также построил удобную систему логистики и формирования цены, что позволило с выгодой поставлять продукцию в западные страны, включая США. Так, чтобы обойти санкции, наложенные американцами в форме повышенной тарификации на китайские товары, компании КНР стали открывать представительства в странах Латинской Америки и Африки. Таким образом, на канадский и американский рынки эти товары идут под штампом латиноамериканского производства.
Другим способом для обхода тарификационной системы стало приобретение акций иностранных компаний через, например, малайзийские предприятия, на покупку которых китайским компаниям выделяется льготное государственное финансирование. Так, с 2005 по 2016 год инвестиции китайских компаний в США составили $135 млрд, в Германии — $13,6 млрд, что позволило КНР получить доступ к интеллектуальным продуктам и высокотехнологичным предприятиям.
Еще одним успешным шагом для КНР стала политика внутреннего стимулирования экономики. В 2016 году власти страны выпустили первую пробную версию так называемого «Негативного списка» — документа, в котором перечислены отрасли экономики, в которые не могут инвестировать иностранные компании. Благодаря этому запрету местные компании получили шанс на самостоятельное развитие и вскоре начали экспортировать собственную продукцию.
«Один пояс, один путь»
Согласно принятой в 2015 году на съезде компартии стратегии «Сделано в Китае 2025», предполагающей построение инновационной промышленности, основными целями китайской политики и экономики стало создание новых рынков сбыта и «вытягивание мозгов» — высокотехнологичных разработок — из стран-участников «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП).
Наряду с «Морским Шелковым путем XXI века» ЭПШП является системообразующим проектом китайской инициативы по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры «Один пояс, один путь». Данный проект был анонсирован главой государства Си Цзиньпином в 2013 году и содержит пять основных задач, которые призван решить ЭПШП: усиление региональной экономической интеграции, строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры, ликвидация инвестиционных и торговых барьеров, повышение роли национальных валют и углубление сотрудничества в гуманитарной сфере.
По оценкам авторов проекта, ЭПШП позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу. В настоящее время средний срок доставки контейнерных грузов морским транспортом составляет 45-60 суток. В случае успешной реализации проекта ЭПШП грузы из Китая в Европу будут доставляться за 10 дней.
Помимо создания единой транспортной инфраструктуры, проект подразумевает расширение таможенного сотрудничества, расширение масштабов финансовых операций между странами, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС). Развитие гуманитарных связей в свою очередь предполагает активный обмен в сфере культуры и науки, СМИ, а также молодежные контакты.
Китай — Россия
На данный момент в рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай подписал соглашения о сотрудничестве со 149 странами и 32 международными организациями, в том числе с Россией. В 2016 году на саммите ШОС в Ташкенте Китай, Монголия и Россия подписали Программу создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. В рамках реализации указанного коридора планировалось завершить строительство мостов через Амур.
Так, в апреле этого года завершилось строительство российской части железнодорожного моста, связывающий китайский город Тунцзян и российское село Нижнеленинское в Еврейской автономной области (ЕАО). «Мы готовы к открытию мостового переезда с российской части, как только китайские партнеры объявят об открытии своего», — заявил вице-премьер — полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Кроме того, в 2019 году был построен автодорожный мост через Амур между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. В апреле 2020 года по нему должно было начаться движение грузовых автомобилей, однако старт был отложен в связи с пандемией коронавируса. По данным торгового представителя России в Китае Алексея Дахновского, мост откроется уже в первой половине этого года.
На фоне специальной военной спецоперации России на Украине российско-китайские отношения продолжили только укрепляться. Власти КНР продолжают игнорировать и даже осуждать попытки западных стран экономически и политически изолировать Россию, в полной мере осознавая геополитическую роль РФ в сегодняшней картине мира.
Когда в середине апреля заместитель министра иностранных дел КНР Ле Юйчэн встретился с российским послом Андреем Денисовым, он охарактеризовал российско-китайское партнерство словами, которые европейцам показались пугающими: «Как бы ни менялась международная обстановка, Китай будет и дальше укреплять стратегическое взаимодействие с Россией в интересах взаимовыгодного сотрудничества».