Российские ювелирные бренды отмечают снижение спроса на украшения за последние два месяца. Нагляднее эта тенденция видна в эконом-сегменте. При этом москвичи и петербуржцы пока что менее остальных россиян склонны к сокращению трат на украшения. Текущая ситуация внесла коррективы и в предпочтения граждан, которые сейчас стараются приобретать золотые украшения. Как считают эксперты, таким образом, люди пытаются сохранить свои сбережения.
Как сообщил «Коммерсантъ», с марта по май специализированные магазины зафиксировали падение трафика на 30%, что характерно в основном для регионов. В Москве и Санкт-Петербурге падение пока что незначительное.
По данным Focus Technologies в марте оборот ювелирной розницы сократился на 3%, в апреле — на 5%. По информации гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина можно говорить о более высоких показателях. В эконом-сегменте оборот с начала кризиса сократился на 30%, считает эксперт. Что касается сегмента люкс, то здесь, наоборот спрос растет, правда доля его в общем объеме всего 10%.
По информации Focus Technologies, с марта по май в России стоимость покупок также возросла. Средний чек в ювелирной рознице показывает рост на 39% с 1 марта по 17 апреля и на 28% с 18 апреля по 1 мая.
По мнению собеседников издания, это связано, прежде всего, с ростом стоимости золота и валютными колебаниями, а также тем, что значительная часть драгоценных камней в Россию импортируется. Как правило, закупки делают в Индии и везут их через Армению.
В России производятся бриллианты крупной огранки, но они не пользуются спросом на внутреннем рынке. По словам управляющего партнера сети Sokolov Артема Соколова, в основном сеть закупает золото для производства в российских банках, а также через трейд-ин в своих магазинах.
Несмотря на общее снижение интереса к украшениям, эксперты отмечают, что сейчас граждане предпочитают приобретать золотые изделия. По мнению специалистов, за этим стоит желание конвертировать деньги в финансово стабильный эквивалент.
Перемены коснулись также и российских производителей сырья для ювелирной промышленности. В апреле несколько зарубежных брендов, среди которых, например, Cartier и Tiffany & Co, заявили, что приостанавливают покупки от закупки бриллиантов из российских алмазов у АЛРОСА.
Как писал «Коммерсант», 5 апреля в Женеве руководители швейцарской люксовой группы Richemont, включающей марки Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget и Jaeger-LeCoultre, объявили о своем выходе из состава Совета по ответственной ювелирной практике — Responsible Jewelry Council (RJC). Поводом стало присутствие среди участников членов совета российской АЛРОСА, хотя еще 3 марта представитель АЛРОСА покинул кресло в совете директоров организации.
Как сообщил управляющий директор Richemont Жером Ламбер о производстве компаний, «с 24 февраля к нам больше не поступают алмазы из России».
С инициативой бойкота российских камней выступили французская группа Kering, а также принадлежащая LVMH американская Tiffany & Co.
– Уже более 20 лет Tiffany & Co. стремится к тому, чтобы ее продукция и каждый шаг на пути ее создания способствовали благополучию людей и планеты. Tiffany & Co. полностью следуют решениям президента Байдена, касающихся закупок непромышленных алмазов российского происхождения, – сообщили представители Tiffany & Co.
По мнению Сары Юд, заместителя главного юрисконсульта Комитета по надзору в ювелирной отрасли (американский отраслевой регулятор), «запрет на импорт, вероятно, будет иметь ограниченный эффект», поскольку большая часть
камней, добытых компанией АЛРОСА, поступает в США в виде бриллиантов через посредников из Индии и Бельгии. При этом бриллианты из российского сырья, переработанные в других странах, становятся продукцией этих стран и, следовательно, их импорт является законным. Однако эксперты отмечают, что введенные в отношении российской компании санкции могут привести к удорожанию бриллиантов для всей отрасли.
Как писал Forbes, согласно отчету российский компании, на США приходится 0,2% ее продаж — 942 млн рублей на 31 декабря 2021 года из 332 млрд рублей общей выручки от продаж за прошлый год.
– Санкции не помешают «Алросе» продавать ее бриллианты в США. Однако в сложившей ситуации перед отраслью, безусловно, встает этическая дилемма, – отмечало агентство Rapaport.