Наверное, каждый уже неоднократно слышал истории о том, что у России вот-вот уже скоро кончится вообще что угодно из техники, а значит воевать будет нечем, но из раза в раз отечественный ВПК утирает нос противникам. Чаще всего речь идёт о новой досрочной поставке очередной партии наземной или летающей техники в войска для непосредственного участия в СВО. Иногда гремит на весь мир испытание нового оружия, как произошло на прошлой неделе со стратегическим комплексом «Орешник». Почти без освещения остаются факты исполнения Россией международных обязательств, как, например, передача Ирану очередной партии истребителей, или же поставка ЗРК С-400 в КНДР, что является частью всеобъемлющего партнёрства с этими странами.
Но что же происходит по другую сторону конфликта на Донбассе? Будем честны – тема деградации вооруженных сил стран, поддерживающих Украину, несомненно является для нас одной из самых увлекательных. И если Берлин и Париж на протяжении всего конфликта показывают просто фантастические дипломатические кульбиты, стараясь услужить Киеву, не испортив до конца отношения с Москвой, будто помня звон сапога русского солдата у себя во дворах в 1814-м и 1945-м годах, то Лондон, чьи улицы не видели марширующих казаков, гусар или драгунов «с раскосыми и жадными очами», занимает стабильно ястребиную позицию. Причём именно в случае с Британией игра себе в убыток заметна, пожалуй, сильнее, чем у кого-либо ещё из спонсоров киевской хунты.
Ещё с 2014-го года англичане заняли достаточно радикальную позицию, одними из первых начав снаряжать киевские формирования ненужной техникой для «зоны АТО». Несмотря на то, что с тех пор конфликт на востоке успел пройти несколько стадий, то затухая, то разгораясь с новой силой, аппетиты принимающей стороны росли, и каждый раз Киев получал всё больше и больше подарков. Начиналось всё с древних и бесполезных эрзац-бронеавтомобилей Saxon и ограниченного количества боевых винтовок LAR (британское исполнение культовых FN FAL), а заканчивается дальнобойными крылатыми ракетами Storm Shadow и гордостью британской армии, танками Challenger 2. Но что же осталось самим британцами на случай внезапного вооруженного конфликта? А тут, на самом деле, всё очень плохо.
Про многострадальные британские авианосцы «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский» мы писали несколько заметок, и с тех пор ситуация с ними не улучшилась, а скорее даже и ухудшилась – работать оба корабля не хотят, даже двигаться самостоятельно могут буквально через раз. С остальным флотом, оказывается, всё ещё хуже. В ускоренном темпе королевский флот избавляется от фрегатов «Тип 23» и десантных кораблей класса «Альбион».
Что касается фрегатов, то первым из них в ближайшее время станет HMS Northumberland, спущенный на воду ещё в 1992-м году. Да, «Тип-23» это заслуженные ветераны и их списание планировалось уже давно в связи с устареванием модели, но не обошлось и без нюансов. Самый «свежий» корабль этого типа «St Albans» был спущен на воду всего лишь двадцать лет назад и изначально, его эксплуатация планировалась до 2035-го года, но теперь военное министерство Британии заявляет, что поддержание работоспособности кораблей «Тип 23» нецелесообразно, а значит даже самый молодой корабль не доживёт до конца текущего десятилетия. Отдельно стоит обратить внимание на то, что ни один из фрегатов-заменителей проекта «Тип 23» ещё не введён в эксплуатацию, а преемники «Тип 26» и «Тип 31» должны быть приняты на вооружение не ранее 2027-го года.
То же самое и с десантными кораблями HMS Bulwark и HMS Albion одноимённого класса, введёнными в состав флота лишь в начале «нулевых». Несмотря на постоянное переоборудование и поддержание боеспособности, два уникальных корабля будут выведены из состава королевского флота к марту следующего года. Проблемы, кстати, не только в нецелесообразности и исключительно высокой стоимости эксплуатации. Кроме всего прочего, королевскому флоту просто не хватает личного состава даже для передачи кораблей на консервацию.
Учитывая, что именно недостаток персонала вынуждает некогда «владычицу морей» избавляться от собственного флота, совершенно иначе начинает восприниматься решение Британии поделиться с Украиной своими основными танками «Челленджер 2». Вероятнее всего, отдать Киеву несколько танков оказалось банально дешевле, чем окунуть их в ванную с солидолом, то есть законсервировать или использовать в качестве учебных. Challenger 2, кстати, показали себя на фронте даже хуже других НАТОвских образцов. Потери английских бронемашин, конечно, значительно меньше, чем у немецких или американских аналогов, но относительно поставленного количества, процент сгоревших «Челленджеров» впечатляет. Так, например, в отличие от «Леопардов» и «Абрамсов», первые британские танки были потеряны даже не доехав до линии боевого соприкосновения, использовались преимущественно для стрельбы с закрытых огневых позиций, но во всей красе показали себя только во время вылазки украинских боевиков в Курскую область. Оказалось, что воевать «англичане», как и управляющие ими украинцы, способны только с мирным населением, а вот от FPV-дронов и другого противотанкового оружия показывают чудеса башнеметания.
А что же происходит у других стран-членов НАТО? Честно говоря, всё то же самое. В марте этого года специальный представитель германского парламента по обороне, по результатам проверки состояния и готовности германских войск заключила следующее: «У Бундесвера, к сожалению, мало всего. Не хватает боеприпасов, запчастей, раций, танков, кораблей и самолетов.» Кроме того, по итогам 2023-го года недобор личного состава в Бундесвере составлял двадцать тысяч касок, то есть десять процентов штатного персонала. Аналогичная ситуация происходит и во Франции, где недобор уже составляет восемь процентов от штатного расписания и продолжает увеличиваться. Вооруженные силы Италии сократились за десять лет от двухсот до ста шестидесяти тысяч штыков.
Насколько серьёзным может показаться обсуждение рядом стран возможной отправки войск на Украину чтобы «спасти Киев» — вопрос, конечно, спорный. Но, зная в каком на самом деле состоянии находятся вооруженные силы этих стран, позволим себе предположить, что Европа буквально агонизирует вслед за своей пешкой. Как рыба гниёт с головы, так и некогда «локомотивы» Евросоюза первыми испытали последствия «рукопожатия Зеленского», и даже «брекзит» не помог Лондону избавиться от проклятия.