Национальная система платежных карт, которая занимается подготовкой к массовому использованию системы бесконтактных платежей СБПэй, сообщила, что сервис готов к промышленному внедрению. Правда, для того, чтобы это состоялось банкам необходимо потратиться на доработку инфраструктуры приема платежей. О том, когда в России можно будет вернуться к привычному способу оплаты с помощью смартфона – в нашем материале.
Первого июля заканчивается срок, установленный Центробанком, для подключения банков к системе СБПэй. Ожидалось, что российские кредитные организации сделают это к первому апреля, но они оказались не готовы. В связи с этим, ЦБ решил сдвинуть сроки, отметив, что более не будет этого делать, так как подобный сервис очень необходим россиянам и бизнесу.
По итогам 2021 года доля безналичных платежей в стране достигла 73% от розничного оборота. По данным Банка России, бесконтактным способом оплаты на регулярной основе пользуется около 80% россиян. В качестве собственного инструмента, ЦБ совместно с НСПК активно продвигал сервис СБПэй и раньше, но после приостановки работы систем Apple Pay и Google Pay перед российским аналогом встал вопрос расширения функционала до опции платить с помощью смартфона и NFC и более массовом внедрении ресурса.
Как сообщил «Коммерсант», за три месяца НСПК завершила подготовку к массовому использованию сервиса, в том числе с технологией NFC. Сейчас испытания проводят банки и торгово-сервисные предприятия.
Технология предполагает варианты устройств для приема платежей с использованием NFC на стороне ТСП. Это могут быть наклейки с NFC-меткой, смартфон продавца или специальный терминал с поддержкой режима NFC-TAG, – сообщили в НСПК.
Что такое СБПэй
Система быстрых платежей (СБПэй) была запущена ЦБ и Национальной системой платежных карт в 2019 году. В конце января 2022 года к СБПэй было подключено 189 юрлиц в России, но после ухода Apple Pay и Google Pay спрос магазинов на подключение к сервису существенно возрос. Если в 1 квартале 2021 года через СБПэй проходило 105 млн переводов на сумму 0,64 трлн рублей, то в 1 квартале 2022 года уже 420 млн операций на сумму 2,34 трлн рублей.
С помощью сервиса можно было переводить деньги между счетами разных банков, оплачивать покупки через QR-код и быстрой платежной ссылки в интернет-магазинах. Однако, такие способы не всегда удобны, так как требуют от продавца формирования кода для оплаты. Поэтому новые возможности были расширены до привычной оплаты смартфоном с NFC.
Что говорят участники отрасли
Сейчас к российской системе подключены 105 российских банков. Сервис достаточно прост и удобен, но требует определенных шагов со стороны кредитных организаций, поэтому сервис пока что внедрили не все, пишет «Коммерсантъ».
Основное препятствие для массового внедрения сервиса эксперты видят в необходимости доработать программное обеспечение для наиболее популярных типов POS-терминалов. Когда международные платежные системы внедряли свои бесконтактные способы оплаты, они платили вендорам, а уже те дорабатывали ПО для рынка. В случае с СБПэй НСПК и Центробанк не планируют это делать, пишет издание.
Стоимость доработки имеющейся у банков и ТСП инфраструктуры для подключения нового сервиса может быть равна $8–10 тысяч за модернизацию каждого типа терминальной сети.
Мы вели предварительные переговоры, а теперь банки просто ждут, когда кто-нибудь первый заплатит за доработку POS-терминалов и потом купит готовое решение, – сообщил источник «Ъ».
Какие перспективы у СБПэй
Помимо СБПэй, в России сервис бесконтактных платежей есть у Сбербанка – Sberpay, Газпромбанка – Gazprom pay, Тинькоффа – Тинькофф pay. Также система есть у Яндекса – Яpay.
Все эти ресурсы привязаны к карте, из них возможность платить с помощью смартфона пока что есть только у Sberpay (только для смартфонов на базе Android). Кроме того, в России платить с помощью смартфона можно с помощью сервиса Mir Pay, который работает на основе технологии NFC, но тоже только с Android-устройствами.
Как предполагают эксперты, наличие нескольких сервисов на рынке для бесконтактной оплаты – хорошая тенденция, которая позволяет игрокам совершенствовать приложения, конкурируя в качестве.
Что касается СБПэй, то эксперты ВТБ ожидают, что уже к концу этого года система заменит на рынке порядка 10%. По прогнозу банка, до 1,5 млн клиентов ВТБ в 2022 года воспользуются сервисом СБПэй. В свою очередь, руководитель Делобанка (группа «Синара») Ирина Кузьмина уверена, что в конце осени или зимой бесконтактная оплата по «СПБэй» станет массово доступна.