А мы уйдем на Север: как Россия увеличивает логистику по северному морскому пути

Санкции, введенные западными странами, во многом коснулись логистических цепочек. После введенных ограничений, возник риск дефицита товаров, которые доставляются в Россию морскими путями, о чем говорилось на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова. Ситуация складывается из ряда факторов, среди которых – запрет на вход в западные порты для отечественных судов, приостановка деятельности в России морских операторов Maersk, MSC, CMA CGM. Проблемы у российской логистики возникли и на суше. После ввода пятого пакета санкций, доставка грузов фурами в Россию также усложнилась, так как ЕС закрыл доступ для транспорта из России и Белоруссии.

На этом фоне перспективным направлением может стать Северный морской путь, где за последние годы стабильно растет грузопоток, сообщают «Известия». При этом санкции никак не повлияли на них.

Как сообщили изданию в «Росатоме», грузопоток по СПМ по итогам 2021 года составил 34,9 млн тонн, план в 2022 году – 32 млн тонн.

– Если учесть прогноз по транзитным перевозкам, то показатель, установленный президентом, будет выполнен. В настоящий момент никто из коллег не информировал об изменениях планов по грузопотоку. За горизонтом 2024 года дополнительно грузопоток появится у ряда новых проектов, которые только начали реализовываться, например Баимское и Сырадасайское месторождения. В перспективе до 2030 года грузопоток может вырасти и до 110 млн тонн — уточнили в «Росатоме».

В апреле Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики заявил о необходимости утвердить сводный план развития СМП до 2035 года.

– Прежде всего, считаю необходимым утвердить сводный план развития Северного морского пути на период до 2035 года, чтобы обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов по этой важнейшей транспортной магистрали, – отметил президент. 

По словам Владимира Путина, для развития направления необходимо обозначить перспективный грузопоток по СМП, определить инвестиционные проекты, обязательства грузоотправителей по объемам, потребности в ледокольном флоте, а также судах, которые будут ходить за ледоколами.

– От объема перевозок будет зависеть и план по обновлению флота, – уточнил он.

Как рассказали «Известиям» в «Атомфлоте», который осуществляет перевозки по СМП, сейчас в акватории СМП работают головной универсальный атомный ледокол «Арктика» и первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь». Атомные ледоколы более чем на 90% построены из российских комплектующих. Что касается новых судов, то «строительство всех атомных ледоколов обеспечено финансированием в полном объеме, который закреплен в контрактных обязательствах», пояснили в компании.

– В настоящее время в Санкт-Петербурге на площадке АО «Балтийский завод» продолжается строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 со сроком ввода в эксплуатацию: «Урал» в 2022 году, «Якутия» в 2024 году, «Чукотка» в 2026 году, – сообщили в «Атомфлоте».

Также продолжается строительство головного атомного ледокола «Россия», который должен быть сдан в эксплуатацию в 2027 году.

По данным «Росатома, по СМП перевозят сжиженный природный газ и газоконденсат — 19,5 млн т, а также нефть и нефтепродукты — 7,7 млн т. Далее следуют технологическое оборудование и стройматериалы для арктических проектов, железорудный концентрат, древесина, уголь. Причем если ранее движение шло на запад, то текущие события заставляют задуматься о переориентации на восток.

Интерес к логистике северными водами на протяжении последних лет активно проявляет Китай. Еще в 2020 году об этом сообщала немецкая Die Welt. Как писало издание, азиатская страна рассчитывала дополнить с помощью СМП свои сухопутные коридоры через Центральную Азию и морской путь через Малаккский пролив в Южно-Китайском море и через Суэцкий канал. Также Пекин может быть заинтересован в дополнительных источниках энергоносителей, которые есть у России и которые могут быть поставлены через СМП. Учитывая сложившуюся ситуацию, планы, озвученные два года назад в западном СМИ, вполне могут стать реальностью в ближайшие годы, считают эксперты. 

Другие публикации